Структура лекции и ее виды

Структура лекций в основном складывается из трех элементов.

Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции; показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.

В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития, формируется вывод.

В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формируются общие выводы, излагаются рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Даются ответы на вопросы.
В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций.

Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения). Лекция-информация – один из самых распространенных в педагогической практике традиционных типов лекций в высшей школе.

Проблемная лекция предполагает изложение материала через проблемность вопросов, задач или ситуаций. При этом процесс познания учебно-программного материала происходит обучающимися в научном поиске, диалоге и сотрудничестве с преподавателем в процессе анализа и сравнения различных точек зрения, подходов к решению изучаемой проблемы и т. д.

Лекция-визуализация предполагает визуальную подачу учебного материала на основе применения мультимедиа, а также краткие теоретические, методические комментарии преподавателя к содержанию демонстрируемых визуальных материалов.

Лекция-диалог (бинарная лекция) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, представителей двух научных направлений и т. д.

Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов и слушателей по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует с привлечением слушателей основные выводы.

Лекция-консультация предполагает изложение материала по типу «вопросы – ответы» или «вопросы – ответы – дискуссия – подведение итогов».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)