Социально-психологический профессионально-ориентированный тренинг

В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям, навыкам в сфере общения (личностно-делового), а также формы их соответствующей коррекции путем групповой практики психологического воздействия, основанной на активных методах групповой работы.

Продуктивность тренингов в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.

Основными из них являются:

  • принцип «здесь и сейчас»;
  • принцип доверительности в общении;
  • принцип сознательной активности на занятиях;
  • принцип обратной связи;
  • принцип добровольности и конфиденциальности участия;
  • принцип равенства позиций и признания личностных норм каждого участника;
  • принцип ненанесения ущерба никому из участников и защищенность их от грубости; беспристрастность и осознание личностных блокирующих ролей;
  • принцип одобрения взаимной поддержки участников;
  • принцип «экологичности» коммуникаций; интеллектуальных и эмоциональных рисков;
  • принцип гибкости ролевой тактики и др.

Соблюдение принципов тренинга позволяет решать двуединую организационную задачу: с одной стороны, обеспечить позицию каждого участника занятия, которая характеризуется активностью (вовлеченностью в действия), партнерством (признание ценности личности другого студента), объективацией поведения (участие на объективированном уровне в работе) и исследовательской направленностью (самостоятельный поиск решения проблем).

С другой стороны, руководителю тренинга представляется возможность избрать оптимальную тактику проведения занятия.

Наиболее продуктивными вариантами признаются такие:

  • ориентирование группы на руководителя;
  • центрирование группы на участниках;
  • поддержание совместной ответственности.

Отдельно избранный вариант или их сочетание обеспечивают реализацию возможностей социально-психологического тренинга с максимальной эффективностью.

Социально-психологический тренинг предполагает последовательное прохождение следующих этапов:

  • создание единого психологического пространства, а также обеспечение обратной связи между участниками тренинга и от всей группы – к каждому участнику;
  • проведение дискуссии, игры, полилога или интервьюирования для педагогической рефлексии процессов, происходящих на всем протяжении тренинга;
  • решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение других развивающих или корректировочных целей;
  • релаксационно-восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.

Каждый этап подразделяется на соответствующие фазы.

В процедуре социально-психологического тренинга выделяются следующие фазы:

  • определение темы, целей занятия, характера проблемы, а также ориентация на них участников занятия;
  • круговая дискуссия для сбора информации, обмена знаниями, суждениями, мнениями, новыми идеями, предположениями всех участников дискуссии по обсуждаемой проблеме;
  • упорядочение информации (выбор дефиниций), ее обсуждение, обоснование альтернатив и совместная их оценка;
    – подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование и сопоставление целей занятия с полученными результатами;
    – снятие психологической нагрузки и подведение итогов занятия.

В рамках тренинга наиболее распространенными методами являются групповая дискуссия и групповой метод.

Используемые в образовательном процессе вуза (ссуза) профессионально-ориентированные игры-тренинги предоставляют студентам возможность эмоционально отреагировать на различные волнения, тревоги, трудности, связанные с учебно-познавательной и учебно-профессиональной (в период практики) деятельностью, научиться контролировать свое поведение.

Профессионально-образовательные игры-тренинги являются средством познания себя и других, позволяют моделировать перспективы профессионального саморазвития будущего специалиста. Обязательным элементом таких игр является «обратная связь» – обсуждение итогов, результатов игры.

В играх-тренингах формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка, развиваются умения и навыки профессионального общения.

Традиционные дидактические технологии предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игровых же технологиях достаточно ярко проявляется вся личность, все индивидуальные особенности студента.

Игры-тренинги активизируют включение рефлексивных процессов, предоставляют возможность индивидуально-значимой интерпретации и осмысливания полученных результатов. При этом подчеркнем, что игровая технология не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал преподавателя вуза (ссуза), позволяя более эффективно достигать поставленной цели конкретного занятия и всего учебного курса.

При этом необходимо отметить значимость психологической компетентности преподавателя, организующего ролевую (деловую, профессионально-имитационную) игру, к которой необходимо отнести:

  • способность преподавателя к анализу игровой ситуации и эмоциональных переживаний участников игры;
  • умение преподавателя прогнозировать последствия разворачивающихся игровых событий;
  • способность преподавателя гибко и оперативно реагировать на происходящее в процессе игры;
  • навык руководства игровыми процессами без оценочных суждений.

Таким образом, профессионально-ориентированные игры обладают широкими дидактическими возможностями. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий спектр умений, навыков, компетенций, профессионально важных качеств и свойств личности будущего специалиста в зависимости от того, как организуется подготовка и проведение игры, какие мотивы закладываются в основу ее разработчиками и преподавателями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)