Социально-психологический профессионально-ориентированный тренинг
В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям, навыкам в сфере общения (личностно-делового), а также формы их соответствующей коррекции путем групповой практики психологического воздействия, основанной на активных методах групповой работы.
Продуктивность тренингов в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.
Основными из них являются:
- принцип «здесь и сейчас»;
- принцип доверительности в общении;
- принцип сознательной активности на занятиях;
- принцип обратной связи;
- принцип добровольности и конфиденциальности участия;
- принцип равенства позиций и признания личностных норм каждого участника;
- принцип ненанесения ущерба никому из участников и защищенность их от грубости; беспристрастность и осознание личностных блокирующих ролей;
- принцип одобрения взаимной поддержки участников;
- принцип «экологичности» коммуникаций; интеллектуальных и эмоциональных рисков;
- принцип гибкости ролевой тактики и др.
Соблюдение принципов тренинга позволяет решать двуединую организационную задачу: с одной стороны, обеспечить позицию каждого участника занятия, которая характеризуется активностью (вовлеченностью в действия), партнерством (признание ценности личности другого студента), объективацией поведения (участие на объективированном уровне в работе) и исследовательской направленностью (самостоятельный поиск решения проблем).
С другой стороны, руководителю тренинга представляется возможность избрать оптимальную тактику проведения занятия.
Наиболее продуктивными вариантами признаются такие:
- ориентирование группы на руководителя;
- центрирование группы на участниках;
- поддержание совместной ответственности.
Отдельно избранный вариант или их сочетание обеспечивают реализацию возможностей социально-психологического тренинга с максимальной эффективностью.
Социально-психологический тренинг предполагает последовательное прохождение следующих этапов:
- создание единого психологического пространства, а также обеспечение обратной связи между участниками тренинга и от всей группы – к каждому участнику;
- проведение дискуссии, игры, полилога или интервьюирования для педагогической рефлексии процессов, происходящих на всем протяжении тренинга;
- решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение других развивающих или корректировочных целей;
- релаксационно-восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Каждый этап подразделяется на соответствующие фазы.
В процедуре социально-психологического тренинга выделяются следующие фазы:
- определение темы, целей занятия, характера проблемы, а также ориентация на них участников занятия;
- круговая дискуссия для сбора информации, обмена знаниями, суждениями, мнениями, новыми идеями, предположениями всех участников дискуссии по обсуждаемой проблеме;
- упорядочение информации (выбор дефиниций), ее обсуждение, обоснование альтернатив и совместная их оценка;
– подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование и сопоставление целей занятия с полученными результатами;
– снятие психологической нагрузки и подведение итогов занятия.
В рамках тренинга наиболее распространенными методами являются групповая дискуссия и групповой метод.
Профессионально-образовательные игры-тренинги являются средством познания себя и других, позволяют моделировать перспективы профессионального саморазвития будущего специалиста. Обязательным элементом таких игр является «обратная связь» – обсуждение итогов, результатов игры.
В играх-тренингах формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка, развиваются умения и навыки профессионального общения.
Игры-тренинги активизируют включение рефлексивных процессов, предоставляют возможность индивидуально-значимой интерпретации и осмысливания полученных результатов. При этом подчеркнем, что игровая технология не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал преподавателя вуза (ссуза), позволяя более эффективно достигать поставленной цели конкретного занятия и всего учебного курса.
При этом необходимо отметить значимость психологической компетентности преподавателя, организующего ролевую (деловую, профессионально-имитационную) игру, к которой необходимо отнести:
- способность преподавателя к анализу игровой ситуации и эмоциональных переживаний участников игры;
- умение преподавателя прогнозировать последствия разворачивающихся игровых событий;
- способность преподавателя гибко и оперативно реагировать на происходящее в процессе игры;
- навык руководства игровыми процессами без оценочных суждений.
Таким образом, профессионально-ориентированные игры обладают широкими дидактическими возможностями. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий спектр умений, навыков, компетенций, профессионально важных качеств и свойств личности будущего специалиста в зависимости от того, как организуется подготовка и проведение игры, какие мотивы закладываются в основу ее разработчиками и преподавателями.
- Характеристики эффективного взрослого обучающегося в системе ДПО
- Правила для участников модерации
- Этапы реализации технологии модерации
- Технология модерации профессионально-ориентированного обучения
- Классификация кейсов
- Общая характеристика кейс-технологий
- Краткая история метода кейсов
- Кейc-технологии профессионально-ориентированного обучения
- Технологии контекстного обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу