Этические особенности профессии учёного

Как профессиональная деятельность наука возникла в Западной Европе в XVI–XVII вв. в том числе в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство.

Как профессия, наука включала не только систему знаний и научную деятельность, но и систему профессиональных отношений в науке, научные учреждения и организации.

Науку как профессию представляет многообразие существующих сегодня научных сообществ. Научное сообщество может быть понято как сообщество всех учёных, специалистов той или иной области знания, и как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.

Роль профессионального научного сообщества в процессе развития науки и общества в целом может быть представлена следующими позициями:

  • представители данного научного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области;
  • для них характерен универсализм, при котором учёные в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания;
  • понятие научного сообщества фиксирует коллективный характер накопления знания, оно выступает от имени коллективного субъекта профессиональной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов, так называемый этос науки: учёный может быть понят и воспринят как учёный только в его принадлежности к определенному научному сообществу;
  • все члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы – модели постановки и решения научных проблем.

В профессии учёного можно выделить ряд особых черт, которые отличают её от других видов интеллектуальной деятельности.

Учёный – это человек, обладающий специальной профессиональной подготовкой и владеющий специальными навыками и приемами исследовательской деятельности (теоретической или эмпирической).

Он обладает некоторой совокупностью специальных знаний, за хранение, передачу и расширение которых ответственны институты профессий.

Он является не только носителем определенных знаний, но и активно использует их с целью дальнейшего расширения сферы научного познания.

Автономность профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения. О профессионалах судят по их владению соответствующими знаниями и степени участия в их умножении.

Поскольку по этим критериям профессионала могут оценивать только коллеги, профессия должна либо отвоевать для себя значительную автономию, либо, в конце концов, совершенно распасться.

В своей деятельности учёный руководствуется «научным этосом» и социальными ценностно-нормативными установками, обеспечивающими прирост научного знания.

В своей профессиональной деятельности учёный обязательно должен следовать научно-методологической традиции, или парадигме, благодаря которой он способен получить объективное и достоверное знание.

Наличие внутри профессии форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специалистов и обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры.

Основным мотивом деятельности учёного, как отмечал ещё Р. Мертон, является желание получить профессиональное признание своих коллег, так как только они в состоянии оценить вклад, который данный учёный сделал в приумножение суммы знаний.

Поскольку результаты учёного являются в высшей степени творческими и уникальными, то ему присуща широкая гамма психологических переживаний – радость открытия нового, неизведанного, переживание удовольствия и других эмоций, которые укрепляют учёного в его профессиональном призвании.

Эта черта свойственна и другим интеллектуальным профессиям, например, композитору, создавшему новую симфонию, или писателю, написавшему новое произведение.

Но, в отличие от последних, в интеллектуальной деятельности учёного присутствует изрядная доля рациональных действий, поскольку само научное знание есть рациональная система.

Интересно
Существенное отличие профессии учёного (в первую очередь в области фундаментальных исследований) состоит в том, что результаты его труда, в отличие от результатов деятельности других интеллектуальных профессий, не могут быть объектом купли-продажи.

Решение проблемы вознаграждения труда учёного явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она отделилась от общества, превратившись в относительно независимый от него социальный институт.

В то же время признание обществом высокой ценности научного знания послужило основой для адекватного взаимообмена института науки с обществом, «позволяющих как минимум членам научной профессии обеспечивать свою жизнь только за счёт своих профессиональных занятий».

Конкретно это означает, что учёный, занимающийся фундаментальной наукой, получает определенное вознаграждение со стороны общества (государства) в соответствии с имеющейся у него научной степенью.

В вузах для поощрения научно-исследовательской деятельности педагогов полагаются специальные надбавки к зарплате за степени и звания.

Заинтересованность социального окружения профессии в продукте деятельности её членов, гарантирующая как существование, так и действенность профессиональных институтов.

Для самосохранения профессии необходимо установление между ней и её общественным окружением таких отношений, которые обеспечивали бы ей поддержку, а равно и охрану от непрофессионального вмешательства в её главные интересы.

Резкое уменьшение финансирования отечественной науки в постсоветские годы вызвало её тяжелое кризисное состояние, в первую очередь в области фундаментальных исследований.

Зарплата учёных академических учреждений уменьшилась в несколько раз по сравнению с 1980-ми годами. Тем не менее, большинствоучё ных продолжают проводить исследования, заявляя о том, что «они не мыслят себя вне науки».

Примерно 80–90 % опрошенных заявили о том, что «твердо намерены остаться в стране, не изменяя своему призванию».

Следует особо отметить, что подобная высокая приверженность избранному делу, любовь к профессии свойственны работникам и других интеллектуальных профессий, а не только учёным, например врачам и учителям.

Учёный, занятый в сфере прикладной науки, находится в несколько иной ситуации. Его исследования проводятся по определенному заказу со стороны государства или бизнеса, поэтому получаемые результаты имеют определенную рыночную стоимость, так как они внедряются в производство.

Однако не надо забывать о том, что прикладная наука не имеет той степени автономии и независимости от общества, которой обладает «чистая» академическая наука, впрочем, требования научного этоса должны проявляться и в области прикладных исследований, хотя, вероятно, в более смягчённой форме.

Здесь право владения интеллектуальной собственностью может продаваться заказчику (например, какой-либо фирме), к тому же в прикладных разработках часто встречаются случаи засекречивания открытий и изобретений.

Говоря о личности учёного и особенностях его профессиональной деятельности, необходимо отметить его социальную роль.

Интересно
Любой конкретный учёный работает в рамках определенной организации, в реальном коллективе и никак не может игнорировать сложившиеся в них социальные нормы и требования.

По мнению отечественных и зарубежных социологов и психологов, учёный, работающий в организации, выполняет примерно 4–5 взаимосвязанных социальных ролей: учёный профессионал, служащий, член коллектива, руководитель (администратор).

Первая и основополагающая социальная роль заключается в том, что, выступая в качестве профессионала, учёный выполняет определенные исследовательские операции, теоретические или экспериментальные, в соответствии с общепринятой научной методологией (традицией, парадигмой), обеспечивающей получение истинного, достоверного знания.

В этой своей ипостаси учёный идентифицирует себя с научным сообществом в целом, и в этом своем качестве он, конечно же, разделяет и все требования научного этоса. Главная его задача состоит в том, чтобы добиваться получения новых знаний, фактов, решать актуальные научные проблемы, систематизировать и развивать научное знание.

Работая в определенном учреждении, будь это научно-исследовательский институт или университет, учёный трудится на основе определенного контракта, является работником по найму, хотя, как известно, в научных учреждениях и вузах существует конкурсный приём на работу и организации подобного рода значительно отличаются от обычных формальных организаций (производственное предприятие, банк и т. п.), поскольку здесь трудятся профессионалы и неизбежна коллегиальность в принятии решений.

Как работник учреждения он обязан выполнять определенные обязанности, подчиняться официальным, служебным требованиям, выполнять распоряжения руководителей различного ранга. Одно из самых важных формальных требований – регулярный отчет о проделанной научной работе.

Здесь уместно отметить, что в нашей стране, особенно в  вузовской среде, до сих пор довольно сильны старые бюрократические традиции, согласно которым профессор и доцент являются в первую очередь служащими и должны, прежде всего, следовать распоряжениям министерств и ведомств, хотя эти распоряжения могут тормозить развитие его творческого потенциала.

В США, например, давно сложилась практика пожизненного избрания на должность профессора (так называемая «тенюра»), гарантирующая ему определенные независимость и самостоятельность.

Работая в конкретном коллективе (кафедра, лаборатория), учёный не может не принимать тех норм, ценностей и традиций межличностных отношений, которые в нём сложились.

Особенно важную роль здесь играет организационно-психологический климат, психологическая среда коллектива.

В научных коллективах чрезвычайно высоко ценится роль экспертного знания, и поэтому наиболее продуктивные в научном плане учёные обладают, как правило, высоким авторитетом, являются неформальными лидерами.

Административная роль руководителя связана с тем, что управлять научным коллективом может только учёныйпрофессионал, одних способностей и талантов руководителя здесь недостаточно.

Поэтому администраторы обычно выделяются из самой научной среды, но они должны обладать при этом определенными организаторскими навыками и способностями, уметь решать возникающие проблемы.

Учёный-администратор должен уметь справляться со множеством хозяйственных и материальных задач: доставать необходимое оборудование, «пробивать» дополнительные ставки, осуществлять ремонтные работы и т. п.

Достаточно очевидно, что из всех социальных ролей, выполняемых учёным в социальной организации, наиболее значительна роль профессионала-исследователя, поскольку именно она обеспечивает получение новых научных результатов и, следовательно, прогресс науки в целом.

Специальные исследования показали, что учёный-исследователь в научном коллективе, занятый осуществлением определённой научно-исследовательской программы, имеет своеобразный «ролевой профиль». Это означает, что учёныйисследователь как некая усредненная личность концентрирует в себе ряд доминантных свойств.

Интересно
Среди них особенно выделяются такие, как «генератор идей», «эрудит» и «критик». В то же время исследования обнаружили, что в творческих научных коллективах действительно можно выделить эти три типа личности учёного, взаимно дополняющие друг друга.

«Генератор идей» – это автор многих интеллектуальных начинаний, продуцирующий новые оригинальные идеи. Генерирование нового знания он склонен рассматривать как доминанту своего поведения в коллективе. Его характеризуют также некая отрешенность и глубокая погруженность в предмет исследования.

«Эрудит» – наиболее разносторонне образованный учёный, к которому коллеги часто обращаются за различной научной информацией. Он умеет находить и обобщать нужную информацию, анализировать её и систематизировать. Он свободно ориентируется в информационном поле науки и постоянно стремится к обогащению своих знаний.

«Критик» – это тип учёного, проявляющего повышенную требовательность к качеству научных исследований, строгость в оценках и выводах.

В научном коллективе он ориентирован в большей мере на оценочную деятельность. «Критик» выполняет функции как бы пристрастного и заинтересованного судьи, помогающего своим коллегам избегать ошибок и скороспелых выводов.

В указанном исследовании было обнаружено, что в эффективных группах имеет место «активный ролевой профиль», т. е. существуют более или менее ярко выраженные носители этих ролей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)