Управление товарными запасами

С одной стороны, идеально выглядит ситуация, когда в системе нет невыполненных заказов, то есть любой заказ потребителя немедленно удовлетворяется из наличного запаса. Однако фирма не может поддерживать такой уровень запасов, который гарантировал бы наличие любого из производимых товаров на складе в количестве, способном удовлетворить сколь угодно большой спрос. Основная причина этого заключается в том, что издержки, связанные с хранением товарных запасов, резко возрастают по мере того, как количество невыполненных заказов приближается к нулю.

Увеличение числа выполненных заказов оправдано, если оно ведет к расширению круга постоянных клиентов фирмы и к увеличению объема продаж. Но необходимо выяснить, достаточен ли будет объем дополнительной прибыли, полученной в результате увеличения объема продажи, чтобы оправдать высокие дополнительные затраты. Управление запасами подразумевает расчет времени их пополнения и необходимого количества товаров для того, чтобы поддерживать их запас на соответствующем уровне.

Определение уровня товарных запасов, их оптимального количества, единовременно заказанных товаров, величины издержек хранения является задачами управления запасами.
Выделяются следующие основные системы управления запасами:

Система фиксированного размера заказа

Согласно данной системе размер заказа фиксирован, а переменной величиной является время заказа. Именно в рамках этой стратегии рассчитывается оптимальный размер партии товаров при условии минимизации транспортных издержек. Чтобы осуществлять эту стратегию, необходимо регулярно проводить контроль и быть уверенным, что расчетное время выполнения заказа не будет нарушено.

Система фиксированного заказа предпочтительна в тех случаях, когда желателен заказ жестко определенной величины, например, если на заказ сверх определенного количества предоставляются скидки. Этот метод подходит и в таких ситуациях, когда заказ ограничен некоторыми физическими причинами. Например, что-то, возможно, придется доставлять грузовиком, и вместимость грузовика будет определять размер заказа.

У этой системы есть и дополнительное преимущество: по сравнению с системой фиксированного периода требуются меньшие резервные запасы, потому что они нужны только на время от размещения до получения нового заказа.

В рамках данной системы заказы размещаются, когда запасы уменьшаются до количества, называемого точкой повторного заказа. При достижении данной точки, известной заранее, товар заказывается снова (см. рис. 9.1.).

Система фиксированного периода

Суть данной стратегии состоит в том, что фиксируется интервал выполнения заказов. Однако количество изделий в заказе может быть переменным (см. рис. 9.2.). Максимальный объем данного товара на складе должен быть равен сумме изделий, необходимых, во-первых, торговле в период между заказами, то есть в период фиксированного интервала, во-вторых, торговле во время исполнения заказа и, в-третьих, для сохранения гарантированного запаса.

Фиксированный интервал рассматривается предприятиями как наиболее выгодная стратегия, так как она способствует равномерной загрузке производства, а центральный склад позволяет выравнивать колебания спроса и служит своего рода буфером во взаимосвязи производства и потребления.

Недостаток этой системы в том, что, поскольку между заказами запасы не считаются, есть опасность исчерпать их раньше времени. Это может произойти, если, например, получен крупный заказ, который требует большого расхода каких-нибудь материалов и может «съесть» весь их запас. Поэтому надо постоянно поддерживать более высокий уровень резервных запасов (по сравнению с системой фиксированного заказа), чтобы обеспечить защиту от истощения запасов на рассматриваемый период и на время, необходимое для доставки нового заказа.

Система управления запасами «один на один».

Суть стратегии состоит в том, что к каждому изделию прикрепляется ярлык из двух частей. В момент продажи одна часть ярлыка отрывается и отправляется на центральный (или региональный) склад, а другая остается у продавца в качестве отчетного документа.

Количественные характеристики, составляемые на основе ярлыков, являются сигналом по- ставок продукции продавцу со склада в кратчайшие сроки. Эта система наиболее удобна для дилеров, так как позволяет сократить время и средства на бухгалтерские операции, а запасы товаров поддерживать на оптимальном уровне.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)