Сущность и особенности источников международного экономического права
145. В философско-правовом смысле источником международного торгово-экономического права, понимаемого как отрасль международного публичного права, можно считать согласованные воли двух или более государств (Г.И.Тункин), включая опосредованные воли государств, выражаемые межправительственными организациями.
В формально-юридическом смысле (о чем идет речь ниже) под источниками права понимаются различные формы выражения государственных воль, закрепляемых в конкретных правовых нормах международного права и, в частности, в нормах, регулирующих правоотношения между субъектами международного права в области международного торгово-экономического сотрудничества. Под правовыми нормами при этом понимаются нормы, соблюдение которых обеспечивается индивидуальной или коллективной государственной властью.
146. В формально-юридическом смысле источники международного экономического права те же, что и вообще в международном публичном праве, а именно: международный договор, решения межправительственных организаций и конференций, обычай, общие принципы права. Доктрина и судебный прецедент – источники вспомогательного, справочного характера.
147. Хотя par in parem non habet imperium (равный не властен над равным), тем не менее договорные нормы, складывающиеся в межгосударственных отношениях, все же подспудно опираются если не прямо на власть государств, то на их силу, применение которой определяется все той же государственной властью.
В мире отсутствует единая всеобщая власть, которая могла бы обеспечивать строгое и неукоснительное выполнение норм международного права.
Поэтому даже соблюдение и императивных когентных общепризнанных принципов международного права, а также договорных, конвенционных принципов и норм, основывающихся на согласовании воль государств для регулирования их конкретных взаимоотношений, – далеко не столь непреложно в жизни, как это было бы в большинстве случаев желательно в интересах самих же государств и их населения и как это гораздо более эффективно обеспечивается в отдельных государствах с их властным аппаратом, применимым для соблюдения национальных правовых норм.
Это состояние международного права и служит по существу прагматической основой для обилия в международном праве рекомендательных правовых норм, а также факультативных, по существу не правовых норм. Особенно это свойственно для норм, базирующихся на решениях международных организаций.
Поэтому доколе нет в мире единой, центральной власти, международным “не властным” организациям свойственно принятие решений не столько императивных, сколько с рекомендательной силой или факультативных. Отсюда же и корни теории так называемого “мягкого права” в международном праве (см. ниже).
148. В иностранной доктрине международного экономического права, однако, существуют и точки зрения, согласно которым международное экономическое право не может быть сведено к международному (классическому) праву, но международное экономическое право якобы основывается на совокупности источников внутригосударственного и международного права и прочих источников права, а такими “прочими” источниками могут быть: частноправовые сделки, в том числе картельного характера сделки между ТНК, а также “смешанные источники”, а именно соглашения “между государствами, с одной стороны, и лицами другого государства, с другой стороны”.
Кроме того, якобы и односторонние акты внутреннего правопорядка государств входят в нормативный состав международного экономического права.
149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- во-первых, деление правовых актов на правоустановительные, т.е. образующие нормы права, и на акты правоприменительные, формулирующие конкретные правоотношения (в том числе сделки) на основе применимых правовых норм;
- во-вторых, положение, согласно которому любые нормы права той или иной правовой системы применимы, действуют только в отношении субъектов данной правовой системы и неприменимы к субъектам иной правовой системы, кроме случаев, когда, возможно, такая применимость либо внутринационально узаконена, либо международно согласована.
Если исходить из этих базисных постулатов, то:
- во-первых, нормы, происходящие из национальных правовых источников, неприменимы ex proprio vigore (своей собственной силой) к субъектам иных правовых систем, в том числе к субъектам международного экономического права, а они, ни мало ни много, прежде всего государства!
- во-вторых, правоприменительные акты, в том числе, к примеру, картельные соглашения между ТНК, не могут рассматриваться в качестве правоустановительных актов в какой бы то ни было правовой системе, в том числе и в международном экономическом праве;
- в-третьих, частноправовые сделки, т.е. акты правоприменительные, заключаемые между собой “операторами”, в том числе и ТНК, из разных стран, всегда в конце концов подпадают под то или иное применимое национальное право. Условия сделок (права и обязанности сторон) могут быть в силу принципа “свободы воли” сторон самыми разными.
- Но сама “свобода воли” и ее пределы определяются и ограничиваются в рамках той или иной национальной правовой системы. Эти сделки поэтому никак не порождают какой-либо свой собственный правопорядок, их условия не более чем набор прав и обязанностей сторон и только для сторон;
- в-четвертых, так называемые “диагональные” соглашения, т.е. соглашения между государствами и иностранными частными лицами, не могут быть теоретически превоустановительными, т.е. творить “смешанное право”, ибо государство в принципе может творить право, а частное лицо- нет, тем более международное право.
- Практически же – такие “диагональные” соглашения подпадают, обычно по соглашению сторон, под то или иное национальное право. Казусов сколько угодно, хотя бы известное упомянутое выше дело с арестом в Бресте (Франция) парусника “Георгий Седов” по иску швейцарской фирмы “Нога”.
Короче говоря, источники международного экономического права те же самые, что и в международном праве вообще, хотя в МЭП есть и своя специфика.
Исходя из классического подхода к принципиальному отделению системы международного права, включая международное экономическое право, от национальных правовых систем, следует соответственно признавать и разность источников права международного и права национального.
150. Самое главное при рассмотрении той или иной конкретной правовой нормы, независимо от ее формального источника, это определение ее правовой обязывающей силы (vis obligandi), а именно правовой силы: императивной, диспозитивной, рекомендательной. Далеко не всегда норма, выраженная в международном договоре, в решении международной организации или конференции вообще обладает правовой силой.
Множество норм, содержащихся в международно-правовых актах, имеют всего лишь факультативное значение, не имея, таким образом, характера нормы права.
Такие факультативные нормы, нормы морально-политические и т.п., могут существовать и применяться, будучи не запрещаемы властью (посредством права), но остаются нормами неправовыми, соответственно не обеспечиваемыми государственной властью.
Важно юридически – достаточно ясное выражение воли сторон, создающих международно-правовой акт, относительно того, какую именно обязывающую силу (vis obligandi) стороны придают тем или иным нормам, условиям акта.
Так, например, в договоре, заключенном на самом высоком уровне, может быть записано: “При необходимости и по договоренности представители Высоких Договаривающихся Сторон могут встречаться для рассмотрения вопросов, связанных с выполнением настоящего Договора”. А в коммюнике о встрече министров экономики двух других стран, к примеру, записано: “Министры договорились, что будут ежегодно в первый понедельник апреля встречаться для:” и т.д.
В первом случае условия договора носят лишь факультативный характер, который имеет не столько юридически обязывающее, сколько политическое значение. Во втором же случае условия согласованного сторонами коммюнике – облигаторны, обязательны. Причем не лично для министров, а для государств.
Так, если вместо данных министров будут назначены другие лица, обязательство действует и для этих других лиц. На этих примерах видно, что отнюдь не все положения договоров, а тем более решений международных организаций (о чем см. ниже) могут рассматриваться как правовые нормы.
А те положения, которые являются такими нормами, имеют весьма различную обязательственную правовую силу, причем независимо от формы договоренности. В одном и том же договоре, акте к тому же могут быть разного характера нормы, что касается их обязывающей силы.
- Легализация документов для зарубежного применения
- Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частно-правовых споров
- Вашингтонская конвенция 1965 г
- Киевское соглашение о порядке разрешения споров по осуществлению хозяйственной деятельности
- Экономический суд СНГ
- Суд Европейского союза
- Международный трибунал по морскому праву
- Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках ВТО
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу