Структура делового общения

В структуре общения можно выделить три взаимосвязанные стороны.

Структурных элемента общения:

  • коммуникативный, подразумевающий передачу информации между участниками;
  • перцептивный, ориентированный на взаимовосприятие общающимися друг друга;
  • интерактивный, понимаемый как взаимодействие участников, информационный обмен в самом широком смысле, не только словами, но и действиями, поступками.

Коммуникативная составляющая характеризуется умением устанавливать контакт, учетом особенностей психологического воздействия; логичностью, аргументированностью и адекватностью ситуационного общения, эффективностью сочетания вербальных и невербальных коммуникаций.

Коммуникативное общение партнеров осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций. На основном, вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. К числу вербальных коммуникаций относят устные и письменные сообщения.

Устная передача информации происходит повсеместно в процессе делового общения, совещаний, переговоров, презентаций и т. п., когда наибольший объем информации партнеры извлекают посредством речевой связи.

Письменные коммуникации образуются в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций и т. п., то есть при передаче письменных указаний представляют собой межличностное взаимодействие в форме связей и взаимовлияний, сформированных в результате совместной профессиональной деятельности партнеров.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека: жесты, мимика, позы, походка и т. д.

Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы считываем в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Роль невербальных средств общения чрезвычайно велика, через систему невербальных знаков транслируется информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. Крайне важным аспектом является перцептивная составляющая общения.

Общение как восприятие партнерами друг друга включает в себя:

  •  познание собственной личности в процессе общения;
  • познание и понимание собеседника;
  • прогнозирование поведения партнера по общению.

Взаимодействие между партнерами возможно только в условиях взаимопонимания. Оно может быть установлено в ходе познания личности партнера, когда одновременно осуществляется эмоциональная оценка, попытка понять поступки собеседника и основанные на общении стратегии его поведения, а далее строятся свои собственные.

В процессе познания партнера каждый человек сопоставляет себя с собеседником, принимая в расчет не только его потребности, мотивы и установки поведения, но и то, как собеседник понимает собственные потребности, мотивы и установки. 

Каждый из партнеров, оценивая, пытается выявить причинно-следственную связь мотивов поведения другого.

Действительные мотивы поведения, как правило, скрыты от остальных, и собеседники в условиях дефицита информации друг о друге начинают проводить аналогии на основе сходства поведения партнера с каким-либо иным лицом или сопоставления с собственными мотивами в аналогичной ситуации

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)