Роль музыкального искусства в образовании человека

Нужно ли искусство человеку, растущему человеку? Можно ли без искусства прожить жизнь, и будет ли она полноценной?

Искусство – одна из форм общественного знания и духовного осво­ения действительности.

Наука и искусство как разные способы позна­ния мира, отличаются по своим целям, задачам, результатам познания

По выражению С.Х. Раппопорта «наука – опыт фактов, искусство опыт отношений»

В науке истина является объективной и формулируется с точнос­тью закона, поэтому отношение субъекта к истине не имеет значения.

В искусстве истина бытия рождается как результат эмоционально-оце­ночной (духовной, эстетической) деятельности человека. Научное по­знание мира позволяет выявлять сущность явлений и процессов, законы и закономерности их существования через их осмысление и понимание.

Искусство, отражая в своих произведениях жизнь, показывает значение этих явлений и процессов, их влияние на жизнь человека, воздействует на человека через переживание.

«Наука – воплощение человеческого разума. Искусство-воплощение его души» (П.В. Симонов.)

Главным предметом искусства является человек. По выражению М.С. Кагана искусство – это образная модель и код культуры. Тот, кому понятен язык искусства, скорее овладеет «кодом культуры», усвоит те богатства человеческой мудрости, которые формировались столетиями. И происходит это потому, что искусство содержит все важное для человека, следовательно, искусство в наибольшей степени служит фактором целостного развития личности.

В современной науке установлено, что духовные ценности и идеалы не передаются генетически, они наследуются и воспроизводятся соци­ально. Образование искусством, в том числе и музыкой – важнейший путь такого наследования. Современный ученый и педагог-практик В. Караковский обозначил систему духовных и практических ценностей, к которым необходимо приобщать детей, в том числе и средствами исс­кусства: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Духовные ценности человечества необходимо передать детям за ко­роткий период их детства, отрочества, юности. Эта передача не соверша­ется прямым путем. Механизмом социального наследования искусства является сопереживание, ценности «присваиваются» в ходе духовных усилий самой личности.

«…Понимать совершенное произведение искус­ства – значит, в общем, заново создавать его в своем внутреннем мире» (А. Франс)

Вот почему правомерно считать, что искусство ненавязчиво, исподволь оказывает глубинное воздействие на духовный мир человека, его внутреннюю культуру. Л.С. Выготский называл искусство «обще­ственной техникой чувства», имея в виду, что мы учимся чувствовать, сопереживать, относиться к другим людям, быть людьми – через искусство. Поэтому, любое общество нуждается в сохранении искусства и его наследовании, поскольку искусство имеет бесспорное значение в про­цессе социализации детей и его нельзя заменить ничем.

Музыка по своей природе – уникальное явление созданное челове­ком, это особый способ художественного познания мира.

Из истории культуры известно, что во всех самых древних культурах, опора на му­зыку и другие искусства в вопросах становления, формирования, воспи­тания и развития новых поколений людей, являлась фундаментальным основанием для создания социально управляемых систем обучения, воспитания и образования во всех без исключения обществах и государ­ствах.

Музыке детей стремились учить с целью нравственно-эстетичес­кого воспитания. История не знает цивилизаций или Отдельных лично­стей, которые обходились бы без музыки. О воспитательной роли музы­ки писали философы и ученые, музыканты и педагоги. В Древней Гре­ции музыке отводилась роль учителя, воспитывающего душу. Филосо­фы античной Греции полагали, что с помощью определенной музыки можно воспитать определенные качества.

Интересно
Социализирующие функции воздействия музыки на личность раз­нообразны. Так же как и в обществе, она может для отдельного человека служить средством познания, коммуникации, воспитания определенных эмоций, чувств и т.д.

Музыка, как и другие виды искусства, оперирует художественны­ми образами. Образное мышление, образное восприятие мира необхо­димо в современном обществе людям всех специальностей и профес­сий. Нельзя не отметить и возможности музыки в творческом разви­тии человека. Известно, что научить творчеству нельзя, но можно со­здать условия для творческих проявлений человека, увлечь его творче­ством, раскрыть творческие способности.

Творческие способности по выражению А.А. Мелик-Пашаева – это органы самореализации твор­ческого «Я» человека в области культуры. Мировой опыт убедительно доказывает необходимость достижения гармонии между естественно­ научными и гуманитарными, в том числе, художественными дисцип­линами в образовании человека.

Музыка отличается от других видов искусства по силе воздействия и выразительности, по степени эстетического и воспитательного влия­ния на человека в силу своей специфики.

Природа любого искусства, в том числе и музыки, обусловливает ее основную художественную функцию: дополнение реального жизненного опыта ученика «упорядоченным опытом» воображаемой жизни.

Музыка позволяет человеку обогатить свой жизненный опыт, пережить те эмо­ции и чувства, которые он ранее мог не ощущать в реальной жизни, развивать все более глубокое и тонкое отношение к себе, к другим лю­дям, к миру в целом. Без этого практически невозможно полноценное развитие человеческого сознания, невозможна полноценная человечес­кая деятельность в целом. Пережитое в общение с высокими произведе­ниями искусства становится фактом биографии.

Характерные особенности музыкального искусства – его интонаци­онная выразительность, гносеологическая природа и конкретно-чувствен­ное физиологическое воздействие на человека.

Первая и главная особенность музыки в ее интонационной природе. Музыка близка и понятна в силу сходства с интонациями человеческой речи. Она – ровесница человеческой речи. Самый древний музыкаль­ный инструмент – человеческий голос – воспроизводил мелодически и ритмически оформленную человеческую речь, зовы, кличи, восклица­ния, шумы природы.

Интонируя, человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Музыкальную речь, состоящую из ряда интонационных единиц, можно рассматривать как образно-познавательную деятельность созна­ния, связанную с выражением звукообразов, звукоидей (Б. В. Асафьев).

Интересно
Область чувств и эмоций человека является одним из основных предметов отражения в музыкальном образе и это – вторая особенность музыкального искусства. Сегодня общепризнанна мысль, что человек живет больше в мире чувств, нежели в мире разума.

Музыка закрепляет в гармонических сочетаниях звуков душевные движения людей, в кото­рых как в древности, так и в наши дни наиболее полно выражается отношение человека к окружающему миру. В этих душевных движениях и отношениях с миром и состоит собственно жизнь. Следовательно, му­зыка и есть то искусство, которое представляет человеческому духу воз­можность постоянной и интенсивной внутренней жизни.

Безусловно, музыка обладает намного меньшей возможностью отра­жать и изображать конкретные предметы или явления, чем другие виды искусства (например, как живопись, графика или скульптура). Не в со­стоянии она выразить собственными средствами философские или на­ учные идеи. Но музыка способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, внутренний мир его чувств, эмоционально-психологические состояния и их динамику.

Сокровенные стороны души человека, то, что порой не передаваемо на привычном языке человечес­кого общения, становятся доступными выражению музыкальными зву­ками, выступают основой специфической образности в музыке. Не слу­чайно Р. Шуман говорил, что там, где кончается слово, начинается му­зыка.

Музыка изображает и выражает действительность не прямо, как изобразительные виды искусства, создающие образ какой-либо части предметного мира, а косвенно, воссоздавая мир чувств и чувственных отношений. Это способствует формированию эмоционально-чувствен­ной сферы личности, развитию ее способностей, которые могут прояв­ляться практически в любом виде деятельности и выражаться в созда­нии любых «продуктов» этой деятельности, выполняемых по законам гармонии и красоты.

Третья, по значимости особенность музыки как искусства, состоит в глубине и огромной эмоциональной силе психологического и физиоло­гического воздействия на человека.

Известно, что еще древние греки использовали музыку как средство врачевания от телесных и психичес­ких недугов. Эта особенность обусловлена тем, что музыка – искусство временное и звуковое. Материалом, физической основой построения му­зыкального образа выступает звук. Громкость, тембр, высота, продолжи­тельность музыкального звука имеют не только специфическое художе­ственно-образное значение, но и физически воздействуют на человека, вызывая в нем определенное физиологическое состояние.

Арттерапевтическое воздействие музыки заключается в ее способности снимать эмоциональные стрессы, регулировать психическое состояние в целом, гар­монизовать эмоционально-интеллектуальное развитие личности, ее во­левые проявления.

В образовании человека музыкальное искусство выполняет ряд социальных функций. В этом смысле представляет интерес классифика­ция функций, предложенная В.Н. Холоповой:

  • коммуникативная функция заключается в том, что социально зна­чимое содержание произведения переводится в область личностно зна­чимого;
  • функция отражения действительности реализуется как отражение идей, эмоций и предметного мира. Так, для учащихся младшего школь­ного возраста понятна музыка, отражающая окружающий мир и эмоци­ональные состояния человека. В подростковом возрасте большое значе­ние приобретает музыка, содержащая художественные идеи;
  • этическая функция связана с отечественными традициями при­ знания глубокого нравственного воздействия искусства на человека (по выражению Д.Б. Кабалевского – «Прекрасное пробуждает доброе»);
  • эстетическая функция реализуется, прежде всего, через категории красоты, гармонии, совершенства, для чего собственно всегда и создава­лось произведение искусства. Задача учителя – формировать эстетичес­кое отношение к музыке, через ее эстетическое восприятие, пережива­ние и оценку;
  • познавательно-просветительская функция музыки заключается в том, что как любое явление культуры музыкальное произведение явля­ется своеобразным «документом» эпохи. К тому же общение с искусст­вом всегда предполагает знакомство и освоение его конкретных образ­цов (произведений), а значит приобретение знаний (музыкально-теоретических и музыкально-исторических), умений (слушательских, испол­нительских, «композиторских»), приобретение творческого опыта эмо­ционального общения с музыкой.

В.Н. Холопова также выделяет каноническую, эвристическую, общественно-преобразующую и личностно-преобразующую функции му­зыки как искусства. Каждая из рассмотренных выше функций имеет собственное значение в процессе музыкального образования, но в тоже время, взаимосвязана с остальными функциями.

В современной социокультурной ситуации музыка все больше выд­вигается на первый план в сфере художественных предпочтений молоде­жи, опережая другие виды искусства.

Однако, интересы большинства людей направлены к развлекательной музыке, которая составляет лишь часть огромного мира музыкального искусства и не требует больших интеллек­туальных и нравственных усилий для постижения.

Современные средства массовой информации сделали музыку предельно доступной, создали воз­можность ее «растворения» в сфере производства, быта, досуга. Музыка все чаще становится фоном. Преобладает поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры, при котором она не может восприниматься как художественное явление.

Преобладание поверхностного восприятия музыкального произведения в исключительно развлекательных целях яв­ляется ущербным для личности и противоречит потенциально-гумани­стическим возможностям всего музыкального искусства.

Уроки музыки в общеобразовательной школе остаются центром, часто единственным, где дети и молодежь могут приобщиться к подлинному музыкальному искусству, иметь возможность музыкально-эстетического развития. Общее музыкальное образование обращено к каждому учени­ку, без учета его музыкальных способностей.

Цель общего музыкального образования в школе – формирование музыкальной культуры личности, как части ее общей духовной культуры.

Музыка обращена к эмоциям, но неизбежно затрагивает область мыслей, понятий, убеждений. Это вид искусства с наибольшей силой эмоционального воздействия на челове­ка.

«Значение музыки в школе, далеко выходит за пределы искусства» – писал Д.Б. Кабалевский

«Так же как литература и изобразительное ис­кусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не замени­мым средством формирования их духовного мира».

В современной педагогике искусства сложились различные точки зре­ния на предназначение музыкального образования в обществе. Одни счита­ют, что музыка – есть средство воздействия на индивида, на его художествен­ное, эстетическое, нравственное развитие, другие утверждают: музыка – цен­ность сама по себе, следовательно, необходимо воспитывать ценностное отно­шение к самой музыке.

Известный российский ученый в области музыкаль­ного образования Э.Б. Абдуллин убежден в принятии обеих концепций как равнозначных и считает, что они взаимодополняют друг друга.

В центре художественного (музыкального) образования должно бьггь воспи­тание эстетического отношения к искусству и жизни.

Таким образом, искусство, как носитель идеалов человечества и его духовных ценностей, выступает ориентиром в процессе социализации че­ловека. Ограничивая контакт детей с искусством, мы лишаем их познава­тельного, творческого, ценностно-ориентированного, коммуникативного потенциала. Поэтому искусство в образовании человека не только необхо­димо, но и ничем незаменимо.

Музыка способствует развитию эмоцио­нальных и интеллектуальных сторон личности, развитию ее творческих способностей, фантазии, воображения, ориентирует на ценностные идеа­лы поведение человека, тем самым специфически воспитывает его.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)