Развитие взаимодействия с ребенком
Первый эмоциональный контакт и его задачи:
- установление эмоционального контакта с ребенком;
- преодоление его негативизма в общении со взрослым;
- смягчение эмоционального дискомфорта;
- нейтрализация страхов ребенка;
- подъем общего эмоционального тонуса.
У ребенка с РДА наблюдается выраженная эмоциональная незрелость. Поэтому необходимо помнить о том, что такой ребенок легко пресыщается даже приятными впечатлениями; что он действительно не может подождать обещанного; что ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен; что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию.
Поэтому характерны отсрочные реакции, стремление стереотипизировать взаимодействие с окружающим.
При организации занятий необходимо строить первый эмоциональный контакт с ребенком на доступном ему в данный момент уровне – на поддержании простейших, даже не соответствующих возрасту, аффективных проявлений и стереотипных действий посредством игры.
Например, ребенок машет руками, педагог интерпретирует эти действия как игру «Птички летят»; ребенок бегает по кругу – игра «Догоню»; малыш катается по полу – «Жучки» и т. д.
Обязательно следует следить, чтобы эти игры, действия не переходили в баловство, т. е. управлять деятельностью, своевременно переключаться на другой вид действия, остановиться.
Любой маленький ребенок усваивает общий эмоциональный смысл происходящего, а в непосредственном сопереживании близкому человеку смысл вызревает как механизм организации поведения.
Однако сопереживание невозможно без возникновения особого «настроя» на другого человека, устойчивой душевной связи с ним, поэтому первой задачей лечебного воспитания становится установление с аутичным ребенком эмоционального контакта.
Установление эмоционального контакта. Как известно, всякий младенец начинает свое индивидуальное развитие, осмысление происходящего вокруг в тесном эмоциональном единстве с мамой.
Она поддерживает в нем ощущение радости жизни, надежности, безопасности, побуждает к активному освоению окружающего мира. Ради эмоционального общения с близкими малыш начинает лепетать и говорить, с ними он стремится разделить свои интересы и достижения, удовольствие и испуг.
То, чем занимается взрослый, становится интересным ребенку. Та ким образом, уже в очень раннем взаимодействии ребенка и взрослого у них появляется возможность организовывать внимание и поведение друг друга.
Аутичный же ребенок испытывает трудности в развитии самых ранних форм эмоционального контакта с близкими. Как было сказано, у части детей избирательное отношение к маме может вообще не сформироваться, у других – задержаться на очень раннем этапе, в результате чего с мамой фиксируется симбиотическая и не развивается эмоциональная связь.
Основной задачей коррекционной помощи ребенку с аутизмом является его подготовка к независимой жизни. Это так, но невозможно помочь ему найти свое место в мире, если не провести его через переживание эмоциональной общности с близкими людьми.
Без такого переживания индивидуальная активность и подлинная самостоятельность недостижимы.
Для того чтобы сиюминутно установить эмоциональный контакт с ребенком надо хорошо представлять себе, что помешало этому произойти естественным образом в раннем возрасте.
Опыт показывает, что потребность в общении у таких детей существует – они тянутся к людям; проблема же состоит в том, что в психическом отношении они ранимы и тормозимы в контакте.
Взгляд, голос, прикосновение, прямое обращение могут оказаться для них слишком сильными впечатлениями, и человек вообще, особенно же человек, активный в общении, способен очень быстро вызвать у них чувство дискомфорта.
Таким образом, чтобы сделать попытку установления эмоционального контакта успешной, надо постараться организовать ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия.
Сначала ребенок должен получить опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, можно постепенно развивать более сложные формы взаимодействия.
Далее, когда начнется обсуждение возможных приемов установления контакта, надо иметь в виду, прежде всего, ситуацию присутствия нового для него человек (того или иного специалиста).
Эта ситуация отличается от той, в которой происходит повседневное общение ребенка с близкими: с одной стороны, чужому человеку обычно приходится преодолевать естественную настороженность ребенка, с другой – специалист строит отношения «с нуля», т. е. без отрицательного опыта, который часто накапливается у такого ребенка в домашней жизни.
С домашними ребенок имеет долгие отношения: они, как правило, привязаны друг к другу, могут быть даже взаимно приспособлены в быту, их связывают общие приятные воспоминания; однако могут быть взаимные обиды, непонимание.
Порой самые любящие родители стремятся справиться с проблемами ребенка метода ми прямого нажима, механического натаскивания и не скрывают своего расстройства по поводу его несостоятельности.
Поэтому педагог часто сталкивается с детьми, которые при обращении взрослого закрывают глаза, затыкают уши и отвечают ему криком: «Не заниматься!».
Специалист способен помочь близким правильно оценить возможности ребенка и выбрать соответствующий уровень взаимодействия.
Он может подобрать приемы организации контакта, научить способам привлечь к себе внимание ребенка, найти общие занятия, определить, что вызовет у него сопереживание, как избежать дискомфорта и чем стимулировать его к развитию активного взаимодействия.
Конечно, в каждом отдельном случае необходимы индивидуально адресованные советы, но, тем не менее, общая логика работы по установлению эмоционального контакта во всех случаях одна и та же.
Обычно первые попытки подобного общения должны проходить без спешки, в очень спокойных условиях. Ребенку надо дать время просто для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке, его могут спугнуть и громкий голос, и резкие движения, и вообще излишняя активность и суетливость взрослого.
Сначала ему может быть неприятно слишком прямое обращение: пристальный взгляд, окликание по имени, активные попытки привлечь внимание, вопросы, настойчивые предложения что-то посмотреть, послушать, с чем-то поиграть.
В то же время ситуация знакомства не должна быть и абсолютно нейтральной. Ребенку надо дать понять, что педагог находится здесь ради него, что он ему симпатичен и интересно то, что он делает.
Непродуктивно с самого начала активно навязывать такому ребенку свой ритм, свои предпочтения, свою логику взаимодействия; и, наоборот, взрослый должен быть очень внимателен к тому, чем заинтересовался ребенок, быть отзывчивым к его попыткам вступить в контакт.
Ошибки, излишнее давление чаще всего происходят из-за неуверенности взрослого в себе и в ребенке. Не надо слишком стараться, опыт показывает, что контакт обязательно возникает, так как ребенок хочет этого так же, как и взрослый.
Не надо торопиться, навязываться и стараться увидеть его встречное движение и адекватность. Если взрослый сидит спокойно, занимается каким-то своим делом и только иногда, коротко взглянув на ребенка, улыбается ему, ребенок обязательно подойдет первым, тогда можно откликнуться, но от слишком активной реакции лучше воздержаться: следует помнить, что педагога не должно быть «слишком много».
Таким образом, если дозировано контролировать комфортность ситуации, ребенку становится более активным в установлении контакта.
Установление первого контакта должно индивидуализироваться в зависимости от того, к какой группе по развитию относится ребенок.
- Формирование умений и навыков самообслуживания
- Формирование культурно-гигиенических умений и навыков
- Формирование культуры поведения за столом
- Формирование умений и навыков приема пищи
- Формирование разнообразных видов самообслуживающего труда
- Тренировка мышц языка
- Развитие речевого дыхания и голоса
- Развитие понимания речи
- Нарушение речевого развития
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу