Различия по темпераменту и задачи воспитания

Педагогам и воспитателям постоянно приходится сталкиваться с различиями между детьми по их общей активности и по выраженности их чувств.

Но для подлинного понимания таких различий нужны достаточно длительные и разносторонние наблюдения. При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны, однако, для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведении и деятельности в разных обстоятельствах, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента, как явствует из всего изложенного выше, следует убедиться в той или иной выраженности у него прежде всего таких черт:

  1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.
  2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.
  3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче поддается наблюдению и оценке.

При этом важно иметь в виду, что не бывает «хороших» и «плохих» темпераментов. Задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитии} положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника – положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика – это достоинства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика – ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Интересно
Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются – в достоинства или в недостатки. Не следует приписывать к чертам темперамента то, что является результатом невоспитанности.

Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении не обязательно говорит о холерическом темпераменте – оно может быть следствием просчетов в воспитании при любом темпераменте. Чрезмерная легкость смены интересов и увлечений, несдержанность, безразличие к окружающему, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка (как и взрослого) могут быть не чертами темперамента, а результатом влияния окружающих людей: заласкивания и поощрения капризов в одних случаях, излишней строгости и подавления самостоятельности в других. Ученик в школе может казаться робким, производить впечатление крайнего представителя меланхолического типа, но не быть им в действительности. Его поведение может быть вызвано, например, тем, что он отстал по учебным предметам или у него очень тяжелые семейные обстоятельства.

Сказанное не должно приводить к недооценке действительных различий по темпераменту. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью нервной системы после такой оценки были заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке школьного дня, другие же – медленно, и их работа разлаживается. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в, новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Интересно
Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом.

Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, прививать им привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в более четком режиме и определенном ритме работы.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать свое поведение и деятельность. У представителей разных типов темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать выдержку и хладнокровие. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их: первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Известно, что в соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определенную саморегуляцию, самовоспитание.

Черты темперамента, т.е. особенности динамической стороны психики, являются только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств психики, которые составляют характер человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)