Право на социальное обеспечение в законодательстве РФ

Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Статья 38 закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Интересно
В соответствие со ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статья 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов.

Данное положение Конституции нашло отражение в правовом регулировании некоторых видов социального обеспечения.

Например, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях детей» устанавливает, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» разграничивает полномочия в сфере социального обслуживания между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Права, закрепленные в Конституции РФ, реализуются посредством принятия законов и подзаконных актов, регулирующих предоставление гражданам различных видов социального обеспечения.

Право детей и семей с детьми на социальное обеспечение нашли отражение во многих нормативных правовых актах.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает установление минимальных социальных стандартов – основных показателей качества жизни детей, закрепляет право детей на охрану здоровья посредством оказания бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в т.ч. диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Статья 15 данного Закона предусматривает защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В нашей стране женщина-мать – традиционный субъект права социального обеспечения. Женщина в связи с беременностью и родами имеет право на виды обеспечения, предусмотренные международными актами: отпуск по беременности и родам; пособие по беременности и родам; медицинскую помощь и др.

Эти и другие виды социального обеспечения женщин и лиц, имеющих детей, предусмотрены федеральными законами от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях детей» и от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Закон № 81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая должна обеспечить гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Интересно
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает в качестве меры такой поддержки право на получение материнского (семейного) капитала семьями, в которых родился (был усыновлен) второй или последующий ребенок начиная с 1 января 2007 г.

В первоначальной редакции закона предполагалось выплачивать материнский (семейный) капитал на детей, родившихся до 31 декабря 2016 г.

Однако данная мера поддержки семьи была признана настолько успешной, в т.ч. в целях улучшения демографической ситуации в стране, что программа была продлена еще на два года.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца реализуется государственной пенсионной системой, которая охватывает практически все население страны.

В настоящее время пенсии получают свыше 40 млн человек (28% всего населения, или почти каждый третий житель страны), у остальных это реальная перспектива, в основном в связи с достижением пенсионного возраста.

Целый ряд законов регулируют пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Закон от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает пенсии гражданам, которые указаны в названии Закона, кроме того, действие данного Закона распространенно на прокурорско-следственных работников, работников таможенной службы и др.

Указанным категориям назначают пенсии за выслугу лет при наличии необходимой продолжительности специального трудового стажа (выслуги лет), по инвалидности – независимо от продолжительности службы на основании признания юридического факта лица инвалидом, по случаю потери кормильца – семьям указанных выше категорий служащих в случае их смерти (гибели).

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» устанавливает: пенсии, финансируемые за счет средств государственного бюджета:

  • федеральным государственным гражданским служащим;
  • военнослужащим по призыву;
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф;
  • гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава;
  • нетрудоспособным гражданам.

В зависимости от категории назначаются различные виды пенсий на разных условиях: за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии.

Социальные пенсии являются относительно новым видом пенсий, введенным Законом № 166-ФЗ, и в полной мере отражающими принцип всеобщности социального обеспечения.

Они назначаются нетрудоспособным гражданам (детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям), не имеющим право ни на какие иные виды пенсий, без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Правовое регулирование пенсий, финансируемых за счет средств обязательного пенсионного страхования, осуществляется федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Выделяют три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Основным юридическим фактом для возникновения права на страховую пенсию является наличие страхового стажа, т.е. периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Для назначения пенсии по старости установлена минимальная продолжительность страхового стажа – 15 лет, для пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца необходим сам факт того, что лица отнесено к числу застрахованных.

Законом «О страховых пенсиях» также сохранено право на получение досрочным пенсий по старости в связи с особыми условиями труда и социально значимыми обстоятельствами.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» с 1 января 2015 г. вводится накопительная пенсия как самостоятельный вид пенсии, выплачиваемой в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений.

Необходимо отметить, что сложившая на сегодняшний день страховая пенсионная система не гарантирует каждому пенсионеру конституционного права на достойный уровень жизни.

Очевидно, основная причина такого положения заключается в том, что пенсионное законодательство не обеспечивает реализацию основных страховых принципов. В частности, это касается принципа адекватности заработка и размера пенсии.

Одной из первостепенных задач в сфере социального обеспечения является проблема социальной защиты инвалидов. В соответствие со ст. 1 Федеральный закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Интересно
К мерам социальной защиты инвалидов российское законодательство относит систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В указанную систему входят материальное обеспечение, медицинская помощь, реабилитация, социально-бытовое обслуживание, обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение жилой площадью, воспитание и обучение детейинвалидов, образование, обеспечение занятости.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» в новой редакции закрепил конституционное право граждан на защиту от безработицы.

Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным. Безработными признаются граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Выплата пособия по безработице, в т.ч. в период временной нетрудоспособности безработного, названа в законе первой среди гарантий социальной поддержки безработных. Статус безработного гражданин получает только с момента регистрации его таковым органами службы занятости.

При существующем росте числа безработных в настоящее времяв условиях мирового финансового кризиса следует указать на крайне низкий размер пособий по безработице (максимально 4900 руб.).

Одним из важнейших видов социального обеспечения является пособие по временной нетрудоспособности, чаще называемое в международных актах пособием по болезни.

В России условия назначения данного пособия, определение его размеров, порядок выплаты регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

К застрахованным на случай временной нетрудоспособности отнесены лица, работающие по трудовым договорам, государственные гражданские и муниципальные служащие, священнослужители, лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду и др.

В случае болезни, травмы, необходимости ухода за больным членом семьи, карантина и пр. застрахованное лицо имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности, размер которого зависит от продолжительности его страхового стажа.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 21.07.2007) закрепляет право на социальное обеспечение застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей.

Закон устанавливает основные принципы страхования, круг лиц, имеющих на него право, основные виды страхового возмещения.

Среди основных задач данного вида страхования отмечаются заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска и возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им трудовых обязанностей, обеспечение принудительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Российским законодательством предусмотрены меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» лица, признанные беженцами, имеют право на получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения, на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения, а также на социальную защиту, в т.ч. социальное обеспечение, медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации.

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» закрепляет право вынужденных переселенцев на получение:

  • единовременного денежного пособия на каждого члена семьи,
  • содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания,
  • проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев,
  • получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами,
  • медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Поскольку здоровье человека составляет неотъемлемую часть общественного богатства и является самым ценным благом, то право на охрану здоровья представляет собой одно из основных прав человека.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление гражданам медицинской помощи и лечения, являются федеральные законы от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Особое внимание уделяется вопросам охраны здоровья матери и ребенка, военнослужащих, работников, занятых на отдельных видах работ и других категорий граждан.

Российское законодательство в сфере медицинского обслуживания пошло по пути развития законодательства зарубежных стран, в которых страховая медицина существует давно и положительно зарекомендовала себя.

Все граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Виды и объем медицинской помощи, предоставляемой населению РФ бесплатно, определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Она устанавливает перечень видов, форм и условий ее предоставления, перечень заболеваний и состояний. Предусматриваются основные нормативы оказания таких услуг, в т.ч. финансовые затраты, тарифы, объемы работ.

Одной из важнейших задач организации здравоохранения на современном этапе становится оптимизация лекарственного обеспечения.

В целях государственного регулирования цен на лекарственные средства и эффективного и экономного использования бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средствах» распоряжением Правительства от 30.12.2014 № 2782-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, на которые устанавливаются предельные отпускные цены.

Кроме того, отдельными актами утвержден перечень лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врачей, а также перечень заболеваний, при которых лекарственная помощь оказывается бесплатно, т.к. в данном случае проблема лекарственного обеспечения является не только чрезвычайно актуальной, но и жизненно необходимой.

Также некоторым категориям граждан предоставляются льготы при обеспечении лекарствами в соответствии с законодательством.

Социальное обслуживание является существенным дополнением к денежным выплатам в виде пенсий и пособий, являясь вспомогательным звеном в системе социального обеспечения.

Являясь частью системы социального обеспечения, система социального обслуживания закрепляет предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг в «натуральном виде» либо взамен, либо в дополнение к денежным выплатам.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания, являются федеральные законы от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Существуют нормативные правовые акты, закрепляющие право отдельных категорий на социальное обеспечение, в т.ч. и на социальное обслуживание.

К таким актам относятся федеральные законы от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Уполномоченный орган субъекта РФ выдает гражданину индивидуальную программу, в которой указываются формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется:

  • несовершеннолетним детям;
  • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Другие категории граждан могут претендовать на бесплатное социальное обслуживание, если их среднедушевой доход ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)