Понятие и виды международно-правовой ответственности за нарушения прав человека

Характерной особенностью развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением взятых государствами на себя юридических обязательств как на универсальном, так и на региональном уровнях.

Формы такого контроля во многом зависят от характера нарушений прав человека и могут быть самыми разнообразными: убеждение, рекомендации, порицание, принуждение. Характер и условия их использования определяются Уставом, решениями ООН и ее специализированных учреждений, уставами региональных организаций, международными соглашениями универсального и регионального характера.

На универсальном международном уровне основным органом контроля за соблюдением прав человека является Генеральная Ассамблея ООН и работающий под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) (ст. 60 Устава ООН).

Для рассмотрения конкретных случаев совершения международных преступлений на территории государств-членов ООН международным сообществом могут создаваться международные трибуналы.

В 1993 г. был создан Международный трибунал для расследования международных преступлений, совершенных во время гражданской войны в Руанде. До настоящего времени продолжает действовать Международный трибунал по бывшей Югославии, который рассматривает уголовные дела о военных преступлениях на ее территории.

В 1998 г. решением ООН был создан Международный уголовный суд.

В 2006 г. соответствующими решениями Генеральной Ассамблеи ООН были созданы Международный трибунал по Либерии и специальный трибунал по Ливану.

Интересно
Соответственно, важнейшим элементом международного механизма обеспечения прав человека является институт международно-правовой ответственности государств за нарушения прав человека.

В настоящее время под международно-правовой ответственностью государств понимаются меры принуждения, применяемые к государству, совершившему нарушения норм международного права со стороны отдельного государства или мирового сообщества в целом, связанные с претерпеванием виновным государством определенных лишений организационного или материального характера.

Государство несет ответственность как за собственные действия, связанные с нарушением норм международного права, так и за соответствующие действия своих должностных лиц перед потерпевшим государством и в целом перед мировым сообществом в зависимости от характера совершенного правонарушения.

В настоящее время в международном праве уже выработано понятие «международное преступление», под которым понимается «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление».

Впервые основные составы преступлений по общему международному праву были определены Уставами международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны для уголовного преследования лиц, совершивших преступления во время войны (Нюрнбергским и Токийским).

Их всеобщее значение было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также с определенными уточнениями – Уставами международных трибуналов по бывшей Югославии, Руанде и Сьерра-Леоне, Статутом Международного уголовного суда.

В соответствии с ними международные преступления подразделяются на преступления против мира; военные преступления; преступления против человечности.

Так, к преступлениям против мира относится «планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений. Или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий» (п. «а» ст. 6 Устава Международного трибунала).

К военным преступлениям относятся «нарушение законов или обычаев войны».

К этим нарушениям относятся:

  • убийства, истязание или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории;
  • убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море;
  • убийства заложников;
  • ограбление общественной или частной собственности;
  • бессмысленное разрушение городов или деревень;
  • разорение, не оправданное необходимостью, и другие преступления (п. «б» ст. 6 Устава Международного трибунала).

Понятие военного преступления впоследствии было дополнено Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 г. Так, в соответствии с 1-й Женевской конвенцией, к военным преступлениям относятся также действия, совершенные в отношении раненых и больных в действующих армиях, а именно:

  •  посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийств, увечий, жестокое обращение, пытки и истязания;
  • взятие заложников;
  • посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;
  • осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии необходимых судебных гарантий, признанных цивилизованными нациями (ст. 3).

Развитие научно-технического прогресса и связанное с ним естественное совершенствование оружия, используемого в условиях военных конфликтов, приводит к необходимости введения нормами международного права новых составов военных преступлений.

Решениями ООН и соответствующими конвенциями абсолютно запрещается производство и применение химического и биологического оружия, в отношении ядерного оружия действуют ограничение на его производство и применение.

К преступлениям против человечности относятся:

  • убийства, истребление, порабощение людей;
  • ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, подлежат юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет (п. «с» ст. 6 Устава Международного трибунала).

Вскоре после Второй мировой войны выделен состав такого международного преступления против человечности, как геноцид.

С принятием Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (9 декабря 1948 г.) «геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, является международным преступлением, которое нарушает нормы международного права…» (ст. 1 Конвенции).

Под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, в т.ч.:

  • убийство членов такой группы;
  • причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
  • меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  • насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Лица, совершившие преступление геноцида, «подлежат наказанию независимо от того, являются ли они ответственными по Конституции правителями, должностными или частными лицами» (ст. 4 Конвенции).

В соответствии с Конвенцией о пресечении апартеида и наказания за него от 30 ноября 1973 г., преступления апартеида также были отнесены к международным преступлениям против человечности.

Под апартеидом понимаются бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения:

  • лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь свободу личности;
  • умышленное создание для расовой группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение;
  • различные меры законодательного характера, направленные на осуществление политики и практики расовой сегрегации и дискриминации;
  • эксплуатация труда членов расовой группы и использование принудительного труда;
  • преследование организаций и лиц, выступающих против апартеида (ст. II Конвенции).

Международное сообщество считает преступление против человечности и военные преступления настолько опасными, что соответствующей Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. было признано возможным не применять к ним сроки давности, независимо от времени их совершения.

Статут Международного уголовного суда распространил неприменимость сроков давности на все преступления, подпадающие под юрисдикцию этого суда, а именно геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.

Важнейшей особенностью международно-правовой ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права является то, что она распространяется на два вида субъектов: государства, признанные виновными в несоблюдении положений норм международного гуманитарного права, и физических лиц, совершивших непосредственные нарушения этих норм.

Причем физические лица несут ответственность за нарушение норм гуманитарного права как на международном, так и на национальном уровне.

Международно-правовая ответственность государств за действия в нарушение норм международного гуманитарного права имеет свои особенности, т.к. государство несет ответственность:

  1. Как за собственные действия по совершению международных преступлений либо перед потерпевшим государством (агрессия), либо перед международным сообществом в целом (геноцид или апартеид).
  2. За противоправные действия каждого должностного лица за преступные нарушения прав. Нарушение международного права должностными лицами государства влечет за собой ответственность этого государства по международному праву.

В зависимости от совершенного нарушения международных норм выделяются следующие виды международно-правовой ответственности: политическая ответственность и материальная ответственность государств.

Политическая ответственность реализуется в форме предоставления удовлетворения пострадавшему государству, проявляющемуся, например, в заявлении о прекращении противоправных действий и их неповторении в будущем, выражении сожаления и извинения, наказания конкретных граждан или должностных лиц, виновных в совершении международного правонарушения и т.д.

Материальная ответственность государства состоит в возмещении причиненного неправомерными действиями ущерба конкретному государству в различных формах.

В случае совершения государством международного преступления по международному праву и отказа возмещать потерпевшему государству причиненный ущерб наступает особая форма международно-правовой ответственности, выражающаяся в применении международных санкций в отношении государства-нарушителя, т.е. принудительных мер, направленных на восстановление нарушенного этим государством прав конкретных субъектов международного права.

В зависимости от тяжести международного преступления санкции могут проявляться в политической, экономической, культурной сферах и носить как всеобщий, так и региональный характер.

Особо тяжкие международные преступления, совершаемые государствами, влекут за собой применение к ним в соответствии с гл. VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии» военных санкций со стороны международного сообщества.

Речь идет о нарушении принципа соразмерности, когда в результате применения оружия гражданскому населению или гражданским объектам наносится ущерб, непропорциональный военному эффекту.

Особенность уголовно-правовой ответственности физических лиц за совершение преступлений во время вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера состоит в том, что существуют два уровня этой ответственности.

Во-первых, физическое лицо, совершившее преступление, несет юридическую ответственность в соответствии с национальным законодательством.

Во-вторых, в случае совершенного преступления, подпадающего под разряд международного, физическое лицо может нести ответственность в соответствии с нормами международного уголовного права.

  • При этом к международной уголовно-правовой ответственно-сти привлекаются физические лица, которые:
    • совершают такие преступления индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо, независимо от того, под-лежит ли это другое лицо уголовной ответственности;
    • приказывают, подстрекают или побуждают совершить такое преступление, если это преступление совершается или если имеет место покушение на это преступление;
    • с целью облегчить совершение такого преступления пособничают, подстрекают или каким-либо иным образом содействуют его совершению или покушению на него, включая предоставление средств для его совершения;
    • любым другим образом способствуют совершению или покушению на совершение такого преступления группой лиц, действующих с общей целью;
    • в отношении преступлений геноцида, прямо и публично подстрекают других к совершению геноцида (ст. 25 Статута Международного уголовного Суда).

Кроме того, серьезные нарушения международного гуманитарного права (или международные преступления) преследуются не только страной, на территории которой были совершены эти преступления, но и любой страной, во власти которой находится обвиняемый.

Это именуется универсальной юрисдикцией. Каждое государство – участник Конвенций «обязуется разыскивать лиц, обвиняемых в том, что они совершили или приказали со-вершить то или иное из упомянутых серьезных нарушений, и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду».

Кроме того, это государство может передать обвиняемого в совершении международных преступлений государству, на территории которого совершались эти преступления, если то государство «имеет доказательства, дающие основания для обвинения этого лица» (ч. 2 ст. 49 1-й Женевской конвенции).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)