Парадокс экзогамии и ритуала

История и этнография отмечают древнейшим запретом табу на спаривание внутри родоплеменной организации. Спаривание разрешается только с партнером — представителем другого «рода-племени»: нарушители подвергаются жестокому наказанию. Однако с «той» стороны границы перехода от биологического к общественному мы имеем все тот же естественный отбор, где доминирующий самец безо всяких ограничений спаривается с любой доступной ему самкой.

Вопрос: кто и как мог запретить доминирующему самцу спариваться с любым доступным ему «женским» окружением и заставить его искать партнерш «на стороне»? Этнографы, изрядно «набив себе здесь шишек», благоразумно решили, что «не только не существует какой-либо единой, общепринятой точки зрения на происхождение экзогамных делений, но нет надежды, что таковая будет когда-либо достигнута», и практически прекратили попытки решения этой проблемы.

История и этнография однозначно отмечают важнейшую роль ритуалов в жизни древнего человека, в которой чем дальше «в глубь времен» — тем чаще и «бесчеловечнее» ритуалы. Отсюда специалисты обоснованно полагают, что на этапе первобытности («дикости» и «варварства» в другой историографии) ритуалы были всеобщи и абсолютны для соблюдения и исполнения: для другого вывода научных оснований нет.

Между тем действительный ритуал (не современные обряды, обычаи и традиции, не голливудские киношные шоу и не экзотические театрализованные представления, которые за деньги и подарки аборигены показывают туристам, а действительный ритуал) — это всеобщий транс (психоз, истерика), который начинает шаман(ка), и в который затем «бессознательно» погружаются все члены сообщества, и в завершение которого все его участники падают без сил; очень часто с телесными повреждениями и увечьями, которые они причинили себе или друг другу в этом истерическом экстазе («шахсей-вахсей»).

Действительный ритуал не прекращается по чьей-либо команде, по истечении некоего определенного времени или по завершении определенного набора процедур, — а затухает по причине психического и физического изнеможения всех его участников. Но это означает, что участники ритуала по его окончании теряют способность противостоять угрозам внешней среды. В условиях естественного отбора это однозначно приводит к гибели животного или вытеснению его конкурентами из среды благоприятных условий существования.

Вопрос: тогда почему ритуалы не убили первобытных людей и как подняли человека на вершину «пищевой цепочки»? Или это сделали не они? Тогда что? Других реальных механизмов организации первобытных общественных отношений или их следов современным истории и этнографии неизвестно…

Кроме того, действительный ритуал («коллективный» транс и психоз) с позиций психологии есть бессознательное поведение. Тогда следующий вопрос: как из «бессознательного» ритуала происходит «сознательное» общество? Или ритуал — не общественное явление? Тогда какое? Или общество происходит не из ритуала? Тогда из чего? А если не из ритуала, то что в «сознательном» обществе делает «бессознательный» ритуал? Возвращает людей в животное инстинктивное состояние? Зачем? В чем его общественная эффективность («какой в нем смысл»)? Или ритуал — это все-таки уже «сознательный» общественный процесс? Тогда где в нем сознание и что оно есть такое?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)