Отграничение аттестации от схожих правовых явлений

Периодическую аттестацию гражданских служащих необходимо отличать от иных схожих правовых явлений, встречающихся в практике, иначе неизбежны ошибки в применении законодательства. Тем самым могут быть нарушены права и законные интересы гражданских служащих, а также возникнуть другие нежелательные правовые последствия.

Наиболее часто в практической деятельности отношения по аттестации приходится отграничивать:

  • от проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального специалиста в определенной области знаний (например, профессионального бухгалтера, аудитора и др.);
  • от аттестации на присвоение определенной квалификационной категории отдельным специалистам (например, врачам и другим специалистам с высшим образованием в системе здравоохранения РФ, среднему персоналу медицинских и фармацевтических работников, педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, судьям и др.);
  • от аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, для определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств;
  • от аттестации служащих, находящихся на бюджетном финансировании, с целью установления соответствия работника занимаемой должности и его тарификации, т.е. определения разряда оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС);
  • от государственной аттестации выпускников отдельных высших учебных заведений.

На практике необходимость в отграничении аттестации работников от схожих правовых явлений возникает и в ряде других ситуаций, например, при проверке компетентными органами профессиональных знаний и действий лиц, работа которых связана с источниками повышенной опасности, обслуживанием атомных установок и т.п.

Все указанные выше случаи отграничения аттестации работников от схожих правовых явлений предлагается проводить по различным юридическим признакам, среди которых наибольшее значение имеют:

  • юридическая природа и целевое назначение периодической аттестации и сравниваемых правовых явлений;
  • субъектный состав (участники) исследуемых отношений;
  • правовой механизм проверки уровня профессиональных знаний аттестуемого, его составные части;
  • характер процедуры проведения аттестации;
  • правовые последствия аттестации;
  • порядок рассмотрения спорных вопросов (процессуальные гарантии).

Рассматривая эти вопросы, следует отметить, что общим моментом для лиц, проходящих периодическую аттестацию, и тех, кто аттестуется в порядке присвоения, подтверждения или повышения квалификационного разряда (категории), является тот факт, что все они проходят соответствующую проверку знаний в различных специальных комиссиях, организуемых в установленном нормативными правовыми актами порядке.

Это может быть аттестационная, экзаменационная или квалификационная комиссии. Однако в процессе такой проверки решаются далеко не одинаковые организационные и юридические задачи.

Так, если задачей периодической (очередной) аттестации работника является не только определение уровня его профессиональной подготовки, но и мера соответствия занимаемой должности на момент проведения аттестации, то в других случаях проверок решаются иные задачи, а именно: присвоение квалификационных разрядов, их повышение; подтверждение соответствия специалиста требованиям профессиональной компетентности, способности квалифицированно выполнять должностные обязанности и др.

Например, в Положении о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, от 11 марта 1994 г. сказано, что задачами аттестации указанных работников являются:

  • проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность судоходства, полетов, движения автомобильного и городского электрического транспорта и умения применять их в работе;
  • формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительных руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств.

Другие задачи аттестации работников этим Положением не решаются.

Главной задачей аттестации работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, как вытекает из Положения от 23 октября 1992 г., является определение соответствия работника занимаемой должности, тому или иному разряду оплаты труда на основе действующей 18-разрядной Единой тарифной сетки.

Основными задачами аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Согласно Положению об аттестации профессиональных бухгалтеров от 29 сентября 1998 г. главной задачей аттестации этой категории работников является подтверждение соответствия специалиста требованиям профессиональной компетенции (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности).

Аттестация аудиторов имеет своей целью проверку квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, для того, чтобы получить в установленном порядке квалификационный аттестат аудитора: в области общего аудита; в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков); в области аудита страховых организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

В сравниваемых отношениях имеются существенные особенности и в составе участников. Так, если в отношении очередной периодической аттестации участниками являются исключительно работник и работодатель, то в схожих правовых отношениях могут участвовать специалисты, не являющиеся работниками данной организации, и даже студенты отдельных высших учебных заведений.

Например, в соответствии с Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров аттестацию профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, финансовых управляющих (менеджеров), финансовых экспертов, бухгалтеров-консультантов (экспертов) и бухгалтеров, осуществляющих ведение бухгалтерского учета по договорам с юридическими лицами) проводят аттестационные комиссии Института профессиональных бухгалтеров.

Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации от 12 сентября 2002 г. устанавливает правило, согласно которому аттестация в отношении физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, проводится в учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр учебно-методических центров Минфина РФ.

Такая аттестация специалистов, относящихся к профессиональным бухгалтерам и аудиторам, не носит обязательного характера. Она является их правом заявить о желании участвовать в аттестации с целью подтверждения соответствия профессиональной компетенции.

Это в дальнейшем дает соответствующему специалисту возможность получить в установленном порядке квалификационный аттестат профессионального бухгалтера или аудитора с правом работы по соответствующей специальности в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности.

В добровольном порядке проходят аттестацию на предмет присвоения, подтверждения или присвоения более высокой квалификационной категории врачи, провизоры и другие специалисты с высшим образованием в системе Минздрава РФ в соответствии с Положением об аттестации этой категории работников. К такой аттестации не допускаются специалисты, не прошедшие повышения квалификации по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение пяти лет.

Аттестация проводится аттестационными комиссиями, созданными при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Центральная аттестационная комиссия Минздрава РФ создается на базе Российской медицинской академии последипломного образования для аттестации специалистов учреждений здравоохранения федерального подчинения, руководителей органов управления здравоохранением РФ, их заместителей по организации лечебно-профилактической помощи взрослым и детям, главных врачей центров Госсанэпиднадзора в субъектах РФ и решения спорных вопросов, возникающих в территориальных аттестационных комиссиях.

В отношении среднего медицинского персонала аттестация на присвоение, подтверждение и повышение квалификационных категорий проводится также на добровольной основе каждые пять лет. Аттестационные комиссии создаются, как правило, при органах управления здравоохранением субъектов РФ. Порядок проведения аттестации регулируется Положением об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников.

Придавая особое внимание вопросу об отграничении периодической аттестации работников от схожих правовых явлений, представляется весьма актуальным обратиться к правовому регулированию аттестации многотысячного коллектива служащих – педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Российской Федерации.

Поскольку по этому вопросу в последние годы приняты новые нормативные акты, не однозначно воспринимаемые как самими работниками этой сферы, так и судебными органами Российской Федерации.

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и Положением о Министерстве образования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258, утверждено и введено в действие с 1 сентября 2000 г. новое Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В связи с этим утратило силу с 1 сентября 2000 г. Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства образования РФ от 17 июня 1993 г. N 256.

Положение от 1 сентября 2000 г. устанавливает прежде всего порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий.

Главными принципами аттестации указанной категории работников являются:

  • добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников;
  • обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию.

Таким образом, в отношении указанной выше категории работников законодательство предусматривает как обязательную (для одних работников), так и добровольную (для других работников) аттестацию.

Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию, является заявление работника. Представление иных документов согласно Положению не требуется.

Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет.

Положение от 1 сентября 2000 г. четко определило организацию и сроки проведения аттестации работников системы государственных и муниципальных образовательных учреждений. В частности, установлено, что аттестация осуществляется в период с 1 октября по 30 апреля.

Сроки прохождения обязательной аттестации для каждого педагогического и руководящего работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации.

Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения.

Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариантных форм и процедур.

Основанием для проведения аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию, является представление в соответствующую аттестационную комиссию:

  • руководителей органов управления образованием – на руководителей образовательных учреждений и лиц, претендующих на должности руководителей образовательных учреждений;
  • руководителей образовательных учреждений – на заместителей руководителей образовательных учреждений, руководителей филиалов и других руководителей структурных подразделений, старших мастеров.

Представление должно содержать всестороннюю оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; его возможностей управления данным образовательным учреждением, структурным подразделением; опыта работы, знаний основ управленческой деятельности.

Аттестуемый должен быть ознакомлен с указанным представлением не позднее чем за две недели до аттестации, срок проведения которой определяется соответствующим органом управления образованием.

Педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую категорию в соответствии с Положением от 1 сентября 2000 г. За работниками, признанными по результатам аттестации не соответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Работники, выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства, имеют право проходить аттестацию в соответствии с Положением от 1 сентября 2000 г.

Аттестация проводится аттестационными комиссиями:

  • центральной, создаваемой Министерством образования РФ, а также федеральными ведомственными органами управления образованием, – для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории;
  • главной, создаваемой органом управления образованием субъектов Российской Федерации, для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на первую квалификационную категорию;
  • муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, – для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;
  • аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, – для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.
При аттестационных комиссиях могут быть образованы экспертные группы.

Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения (кроме директоров, начальников, заведующих) на высшую и первую квалификационные категории по согласованию Министерства образования РФ, федеральных ведомственных органов управления образованием с органами управления образованием субъектов Российской Федерации может осуществляться главными или муниципальными аттестационными комиссиями по месту нахождения образовательного учреждения.

Присвоение квалификационных категорий в указанном случае осуществляется соответствующими органами управления образованием по подчиненности образовательных учреждений, или органами управления образованием субъектов Российской Федерации, или местными (муниципальными) органами управления образованием.

Проведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на первую квалификационную категорию (кроме директоров, начальников, заведующих) и присвоение им указанной квалификационной категории может быть делегировано непосредственно образовательным учреждениям.

В случаях, когда в образовательном учреждении аттестационная комиссия не может быть создана по объективным причинам, по распоряжению местного (муниципального) органа управления образованием аттестация педагогических работников может осуществляться аттестационной комиссией другого образовательного учреждения.

Персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию.

Председателем аттестационной комиссии является руководитель (или заместитель руководителя) органа управления образованием или образовательного учреждения, создающего аттестационную комиссию.

Аттестационная комиссия формируется из работников образовательных учреждений, представителей профсоюзных органов, методических служб. В ее состав могут включаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций.

Аттестация педагогических и руководящих работников осуществляется за счет средств соответствующего органа управления образованием и образовательного учреждения, предусматриваемых на эти цели, которые могут включать и средства на оплату труда работников, привлекаемых к проведению аттестации.

По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения:

  • соответствует заявленной квалификационной категории;
  • не соответствует заявленной квалификационной категории;
  • соответствует первой квалификационной категории по должности “руководитель”;
  • не соответствует первой квалификационной категории по должности “руководитель”.

Решение принимается большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.

Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии, принимаемое в присутствии аттестуемого, сообщается ему сразу после голосования.

При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист, подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой – выдается ему на руки.

Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии.

В аттестационный лист вносится запись о присвоении квалификационной категории, указывается дата и номер приказа. Аттестационный лист подписывается руководителем органа управления образованием или образовательного учреждения и заверяется печатью.

В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в порядке и сроки, установленные Положением от 1 сентября 2000 г.

Трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном трудовым законодательством.

Совершенно иные участники содержатся в отношениях по аттестации выпускников отдельных высших учебных заведений. Аттестация здесь заключается в определении соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям государственных стандартов с последующей выдачей диплома государственного образца об образовании.

Аттестуемым является выпускник высшего учебного заведения. Государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в вузах по специальностям, по которым осуществляется подготовка студентов.

И включает в себя два обязательных аттестационных испытания: сдача итогового экзамена по отдельной дисциплине в рамках обязательного минимума содержания профессиональной программы по специальностям; сдача итогового междисциплинарного экзамена по специальности в пределах требований государственного стандарта базового профессионального образования.

Студентам фармацевтических вузов, медико-биологических факультетов, факультетов высшего сестринского образования, имеющим хорошие и отличные оценки, по решению совета факультета итоговая государственная аттестация может быть заменена на защиту дипломной (выпускной квалификационной) работы.

Отличие периодической аттестации работников от иных схожих правовых явлений можно выявить и по такому признаку, как порядок и процедура проведения проверки профессиональных качеств аттестуемого.

Например, периодическая аттестация служащих проводится аттестационной комиссией в соответствии с графиком проведения аттестации. На аттестуемого работника соответствующим должностным лицом подготавливаются в установленном порядке необходимые документы, включая характеристику или отзыв, а аттестационная комиссия заполняет аттестационный лист и т.д.

Иная процедура и порядок проведения аттестации устанавливаются правовыми актами, например, при проведении квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера.

В соответствии с упомянутым Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров от 29 сентября 1998 г. и Порядком проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, утвержденным Институтом профессиональных бухгалтеров, специалист, претендующий на получение квалификационного аттестата, сам представляет в аттестационную комиссию требуемые документы:

  • личное заявление на получение квалификационного аттестата;
  • анкету по установленной форме;
  • нотариально заверенную копию диплома об образовании;
  • нотариально (или гербовой печатью организации) заверенную выписку из трудовой книжки;
  • характеристику по месту работы или рекомендации не менее двух аттестованных профессиональных бухгалтеров – членов Института профессиональных бухгалтеров;
  • оригинал сертификата о прохождении дополнительной профессиональной подготовки по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров;
  • две фотографии;
  • копию платежного поручения (квитанцию) об уплате единовременного сбора за проведение аттестации.

При ненадлежащем оформлении представленных документов до сведения специалистов в письменном виде доводится мотивированный отказ в допуске к аттестации.

Претендент на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера должен удовлетворять следующим требованиям:

  • наличие высшего образования или среднего специального экономического образования при стаже работы по экономическим специальностям (или на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского учета) не менее пяти лет;
  • или наличие высшего экономического образования, или диплома кандидата (доктора) экономических наук (с любым базовым высшим образованием) при стаже работы по экономическим специальностям (или на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского учета) не менее трех лет.

Претенденты сдают квалификационный экзамен, который проводится в два этапа:

  • предварительное тестирование (в письменной форме в течение трех академических часов), по результатам которого претендент допускается к письменно-устному экзамену;
  • письменно-устный экзамен по экзаменационным билетам.

Схожая с указанной выше процедура проведения аттестации установлена для физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Здесь аттестация проводится в форме экзамена, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

  • в области общего аудита;
  • в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства.

И свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях или учреждениях на территории иностранных государств).

Аттестация проводится с помощью квалификационных экзаменов в течение трех дней, которые состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней).

В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика.

Особый порядок аттестации на присвоение аттестационной категории, ее подтверждение или повышение установлен для врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ Положением от 16 февраля 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 1999 г.).

Первичная аттестация на квалификационную категорию и аттестация на присвоение более высокой квалификационной категории, подтверждение высшей квалификационной категории проводятся с приглашением специалиста на заседание аттестационной комиссии.

Подтверждение второй и первой квалификационной категории может производиться заочно.
Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию (переаттестацию), представляют в аттестационную комиссию личное заявление, аттестационный лист и отчет о работе за три последних года. Они сдают экзамен в виде собеседования или с применением специального тестирования.

Специалисты среднего медицинского персонала в соответствии с Положением от 23 мая 1995 г. аттестацию на присвоение квалификационной категории и ее повышение проходят по месту нахождения аттестационной комиссии или по месту работы аттестуемого (выездными аттестационными комиссиями). Они представляют заявление и аттестационный лист.

При этом аттестуемый должен пройти подготовку из цикла повышения квалификации по аттестуемой специальности в учебных заведениях дополнительного профессионального образования, имеющих государственную лицензию на образовательную деятельность.

Практически безошибочно отличить периодическую аттестацию служащих от схожих правовых явлений можно по их правовым последствиям.

Правовые последствия периодической аттестации работников заключаются главным образом в том, что аттестационная комиссия может в отношении аттестуемого принять решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности (выполняемой работе).

Что касается правовых последствий иных, схожих с периодической аттестацией правовых явлений, то они регламентируются различными правовыми актами и неодинаковы в отношении аттестуемых различных категорий и специальностей.

Так, в соответствии с Порядком проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера от 29 сентября 1998 г. аттестационная комиссия рассматривает материалы экзаменов и документы претендентов и в двухнедельный срок принимает решение об утверждении или неутверждении их результатов и о выдаче квалификационного аттестата профессионального бухгалтера претенденту, успешно выдержавшему квалификационный экзамен.

В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки аттестационная комиссия Института профессиональных бухгалтеров вправе назначить претенденту переэкзаменовку без уплаты дополнительного взноса.

Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера выдается аттестационной комиссией в месячный срок со дня принятия решения о его выдаче под расписку владельца аттестата в реестре выданных квалификационных аттестатов профессиональных бухгалтеров.

Полученный квалификационный аттестат действителен в течение пяти лет. Для продления срока его действия владелец аттестата должен состоять и активно работать в системе Института профессиональных бухгалтеров, а также пройти повышение квалификации в среднем не менее 40 часов в год в соответствии с правилами, утверждаемыми Институтом профессиональных бухгалтеров.

При выявлении фактов искажения представленных сведений как до, так и после получения квалификационного аттестата претендент лишается квалификационного аттестата (либо права на его получение) на пятилетний срок.

Схожие по существу правовые последствия по результатам аттестации наступают для физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, Минфин РФ выдает установленной формы квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 25 апреля 2002 г. N 34н.

Минфин РФ рассматривает результаты квалификационных экзаменов в срок, не превышающий 45 дней со дня представления учебно-методическими центрами соответствующих документов, с учетом предварительного рассмотрения результатов квалификационных экзаменов Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче квалификационных аттестатов аудитора.

Другие правовые последствия по результатам аттестации наступают для врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ.

В соответствии с Положением от 16 февраля 1995 г. (в ред. от 28 сентября 1999 г.) аттестационная комиссия может принять решение о присвоении специалисту квалификационной категории с выдачей удостоверения установленного образца.

Специалисты, не выдержавшие аттестационных испытаний, имеют право на повторный экзамен в сроки, установленные аттестационной комиссией. Комиссия также может дать рекомендации о дальнейшем повышении квалификации и другие замечания и пожелания в адрес аттестуемого.

Такие же по существу правовые последствия наступают по результатам аттестации на присвоение квалификационных категорий для средних медицинских и фармацевтических работников.

Законодательством предусмотрены также различные формы процессуальной защиты периодически аттестуемых служащих, с одной стороны, и тех, кто аттестацию проходит в порядке установления, подтверждения или повышения квалификационного разряда, получения аттестата профессионального специалиста и т.д.

Трудовые споры по результатам аттестации работников, проходящих ее периодически, рассматриваются в соответствии с общеустановленными правилами разрешения трудовых споров (гл. 60 Трудового кодекса РФ).

В других случаях проведения проверки профессиональных знаний работников трудовые споры рассматриваются по иным правилам.

Например, претенденты, в отношении которых экзаменационной комиссией по результатам сдачи экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера вынесено отрицательное решение, имеют право апеллировать в аттестационную комиссию Института профессиональных бухгалтеров в течение 30 календарных дней с момента объявления результатов квалификационного экзамена. Аргументированная апелляция представляется в письменной форме.

Аттестационная комиссия в двухнедельный срок выносит решение о правомерности поданной апелляции и принимает решение о возможности ее рассмотрения. В случае признания апелляции правомерной аттестационная комиссия по согласованию с Учебно-методическим центром устанавливает специальный день, который заранее сообщается претендентам, представившим апелляцию.

Апелляция рассматривается членами аттестационной комиссии с приглашением членов экзаменационной комиссии, принимавшей квалификационные экзамены, в присутствии претендента. Заключение комиссии по апелляции после ее рассмотрения сообщается претенденту в месячный срок.

По-другому решаются споры претендентов, в отношении которых экзаменационной комиссией по результатам сдачи квалификационных экзаменов на получение права быть аудитором вынесено отрицательное решение.

Претенденты имеют право апеллировать в Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ в течение 30 календарных дней с даты объявления результатов экзаменов. Аргументированная апелляция представляется в письменной форме. Для ее рассмотрения Минфин РФ по согласованию с учебно-методическими центрами устанавливает специальный день, который заранее сообщается претендентам, представившим апелляцию.

Апелляция рассматривается апелляционной комиссией, создаваемой Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ по согласованию с Минфином РФ, в месячный срок со дня получения ею материалов на апелляцию в присутствии претендента. Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ может рассматривать материалы проверок по апелляциям претендентов.

Заключение апелляционной комиссии в течение трех дней после рассмотрения апелляции направляется в Минфин РФ для принятия окончательного решения, которое сообщается претенденту в месячный срок после получения заключения апелляционной комиссии.

Иной, более упрощенный порядок разрешения трудовых споров предусмотрен правовыми нормами об аттестации на присвоение квалификационных категорий средним медицинским и фармацевтическим работникам Минздрава РФ.

В соответствии с Положением от 23 мая 1995 г. специалисты, не согласные с решением аттестационных комиссий, имеют право обжаловать это решение в Центральную аттестационную комиссию Минздрава РФ по аттестации средних медицинских и фармацевтических работников.

В Положении об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ вообще отсутствует норма, определяющая порядок рассмотрения трудовых споров, возникающих при аттестации специалистов на присвоение квалификационной категории. Такое положение следует признать недопустимым.

Оно нарушает законное право работников на индивидуальные трудовые споры, предусмотренное в ст. 37 Конституции РФ, где сказано, что за каждым “признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку”.

Таковы наиболее главные отграничения обязательной периодической аттестации работников от схожих (смежных) правовых явлений.

Не учитывать их в правоприменительной деятельности нельзя, так как при подготовке и проведении соответствующих видов проверок на предмет определения профессионального уровня знаний данного лица могут быть допущены ошибки в применении той или иной правовой нормы, что неизбежно приведет к возникновению конфликтной ситуации.

Поэтому надо всегда уточнять сферу действия той или иной правовой нормы, регламентирующей как порядок проведения периодической аттестации работников, так и в других случаях аттестации соответствующих лиц.

В сфере профессиональной деятельности гражданских служащих наряду с их аттестацией Закон о государственной гражданской службе (ст. 49) устанавливает сдачу квалификационного экзамена.

Такой экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)