Организационно-правовая основа деятельности ОВД по пресечению угона транспортных средств
Наиболее опасными криминальными действиями на воздушном транспорте являются угоны самолетов различными преступными элементами с захватом пассажиров и экипажа в качестве заложников. Эти преступления совершаются, как правило, организованными, хорошо подготовленными вооруженными группами.
При этом преступники не останавливаются перед совершением таких преступлений как убийство заложников и взрыв самолета в воздухе с пассажирами на борту. Преступные акты по захвату воздушных судов создают угрозу безопасности полетов, посягают на жизнь и здоровье людей, дезорганизуют деятельность авиапредприятий.
Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации – противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий. К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты, планеры, воздушные шары, дирижабли и другие летательные аппараты.
По данной проблеме приняты три международные конвенции:
- Токийская – «О преступлениях и некоторых других актах совершаемых на борту воздушных судов». (1963).
- Гаагская – «О борьбе с незаконным захватом воздушных судов». (1970г).
- Монреальская – «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации» (1971 г).
Меры обусловленные международными соглашениями в аэропортах различных государств по предполетному досмотру авиапассажиров, их ручной клади и багажа дают положительные результаты. Число угонов воздушных судов во всем мире значительно сократилось.
В настоящее время отмечено снижение количества актов насилия на авиалиниях. Большинство государств отрицательно относится к просьбам воздушных пиратов о предоставлении им политического убежища. В Уголовном Кодексе РФ к преступлениям, причиняющим вред общественной безопасности, отнесено деяния – угон судна воздушного или водного транспорта, либо железнодорожного подвижного состава (ст.211).
Захват воздушного судна представляет собой установление над ним контроля, когда субъект имеет возможность распоряжаться им в своих целях. Захват чаще всего предшествует угону, но может выступать и как самостоятельный признак преступления, если была цель последующего угона транспортного средства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ разработана Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Основной ее задачей является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства.
Проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляет Федеральная авиационная служба России во взаимодействии с ФСБ, МВД, Министерством обороны, Министерством иностранных дел и Государственным таможенным комитетом.
Для координации действий в Федеральной авиационной службе России создается оперативный штаб. Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в аэропортах, где возникла или имеется угроза возникновения таких ситуаций, координации действий заинтересованных министерств и ведомств создаются оперативные штабы, которые возглавляются уполномоченными должностными лицами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Планирование и подготовка сил и средств ОВД к действиям по пресечению захвата воздушного судна осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов. Приказом МВД РФ определены обязанности начальника ОВД при действиях по предупреждению и пресечению захвата и угона воздушных судов.
Для обеспечения безопасности полетов, усиления охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей воздушных судов в Уголовный кодекс Российской Федерации также были включены нормы, устанавливающие уголовную ответственность за угон воздушного судна (статья 211) и за незаконный провоз воздушным транспортом взрывчатых или легко воспламеняющихся веществ (статья 222).
Непременным условием успеха при проведении операции по предотвращению и пресечению захвата самолетов и других летательных аппаратов является постоянное изучение приемов и способов действий террористов с учетом того, что «технология» их действий совершенствуется. Как показывает практика, лица, вынашивающие замысел совершить захват (угон) воздушного судна, предварительно объединяются в группу, заранее разрабатывают план с детальным графиком расчетов предполетной подготовки и движения самолета, распределяют между собой роли, приобретают оружие и тренируются в стрельбе из него, изучают возможности скрытого проноса на борт воздушного судна оружия, взрывчатых устройств, вступают в контакт с работниками авиапредприятий в целях избегания досмотра, нередко репетируют свои действия.
Все это, естественно, не может оставаться не замеченным окружающими по месту жительства и работы. Готовясь к захвату воздушного судна, преступники сообщают в ОВД, авиапредприятиям ложную информацию о предстоящей акции с целью выявления ответных мер с их стороны. Нередко преступники осуществляют захват воздушного судна в выходные и праздничные дни, рассчитывая на беспечность и халатность должностных лиц, притупление бдительности при различных режимных мероприятиях.
Одним из главных моментов в работе ОВД по пресечению захвата воздушного судна является знание того, что для организации замысла по захвату воздушного судна преступники используют следующие способы:
- захватывают в качестве заложников пассажиров и членов экипажей на борту самолета, а также работников аэропорта, побуждая их к действиям, облегчающим совершение преступления;
- захватывают заложников с целью получения выкупа за их освобождение и предоставление самолета для вылета за пределы государства;
- роникают на летное поле, используя наиболее уязвимые точки аэропорта;
- проникают в среду пассажиров при их посадке на самолет;
- используют транспортные средства авиапредприятий, чтобы приблизиться к воздушному судну, являющемуся объектом захвата;
- крытно проносят на борт воздушного судна оружие, взрывчатые устройства;
- спользуют связи, знакомства среди работников авиапредприятий
для проникновения на борт воздушного судна, минуя зону спецконтроля, в целях избегания досмотра; - имитируют оружие, гранаты, взрывные устройства при захвате самолета.
Захватив самолет, преступники реализуют свой замысел по его угону обычно следующими способами:
- занимают определенные помещения, объекты, кабину пилотов и наиболее удобные места в салоне самолета для принуждения экипажа к полету по указанному маршруту и ведения наблюдения за действиями спецслужб и сотрудников ОВД;
- устно, письменно или с помощью средств радиосвязи сообщают свои требования;
- определяют посредника для ведения переговоров, в ходе переговоров часто ставят твердые сроки для выполнения предъявленных требований.
Знание способов действий воздушных террористов, характеристик их личности позволяет ОВД решать главные задачи: обеспечение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации; обеспечение ООП на обслуживаемых объектах и борьбу с угонами воздушных судов.
Для успешного решения этих задач сотрудники ОВД обязаны:
- выявлять лиц, замышляющих, подготавливающих или совершающих преступления, направленные против пассажиров и экипажей воздушных судов;
- предупреждать и пресекать преступные действия, угрожающие безопасности пассажиров и экипажа, в аэропортах и в полетах;
- проводить работу по обнаружению орудий преступлений в багаже, ручной клади или непосредственно у преступников;
- осуществлять негласное наблюдение за лицами, представляющими оперативный интерес;
- выявлять и принимать меры по задержанию преступников, скрывающихся от правосудия;
устанавливать и устранять причины преступлений, условия, способствующие их совершению.
Опыт проведения операций по предотвращению и пресечению захватов и угонов летательных аппаратов свидетельствует о необходимости заблаговременной подготовки к этому сил и средств спецслужб, ОВД и взаимодействующих с ними ведомств, применения новых тактических способов борьбы с незаконными действиями, угрожающими безопасности полетов.
- Действия сотрудников ОВД в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- Поражающие факторы ядерного взрыва
- Основные задачи, организация и порядок функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
- Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера
- Определение по карте своего местоположения
- Способы ориентирования карты
- Определение по карте азимута и дирекционных углов
- Измерения по топографической карте
- Характеристика стихийных бедствий и их последствий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу