Маркетинговая логистика

После реализации продукта потребителю, следующим этапом является организация доставки ему этого продукта. Компании должны решить, где они произведенные продукты будут хранить, и каким образом готовые продукты будут доступны потребителю. Эффективность логистики оказывает существенное влияние как на удовлетворенность клиентов, так и на затраты компании. Рассмотрим важность управления логистикой в маркетинговом канале, цели логистической системы и основные логистические функции.

Маркетинговая логистика включает в себя планирование, реализацию и контроль физического потока товаров, услуг и связанной с ними информации от точек происхождения до точек потребления для удовлетворения потребностей клиентов с прибылью.

Маркетинговая логистика включает в себя не только исходящую дистрибуцию (перемещение продукции от предприятия к посредникам и, в конечном счете, к клиентам), но и входящую дистрибуцию (перемещение продуктов и материалов от поставщиков к производителю) и обратную дистрибуцию (перемещение продуктов, возвращенных потребителями или посредниками). То есть маркетинговая логистика концентрируется на управлении несколькими потоками, а именно: потоками материалов, конечных товаров и связанной с ними информацией между поставщиками, компанией, торговцами и конечными потребителями.

Важным моментом является понимание цели маркетинговой логистики. Одна из возможных логистических целей – обеспечение высокого уровня обслуживания клиентов при минимальных затратах. Однако, высокий уровень обслуживания клиентов при минимальных затратах являются противоречащими понятиями. Высокий уровень обслуживания клиентов подразумевает быструю доставку, большие товарные запасы, широкий ассортимент, гибкие условия возврата и другие услуги.

Все это повышает затраты на дистрибуцию. При этом, минимальные затраты на дистрибуцию подразумевают более медленную доставку, слабые товарные запасы, узкий ассортимент, большие партии отгрузки, что представляет собой более низкий уровень обслуживания клиентов. Исходя из этого, целью маркетинговой логистики должно быть обеспечение целевого уровня обслуживания клиентов при наименьших затратах для максимизации прибыли (не объема продаж) предприятия. Для определения целевого уровня обслуживания необходимо выявить важность различных логистических критериев для клиентов (скорость доставки, объем товарного запаса, широта ассортимента и т.д.).

Таким образом, компания взвешивает преимущества предоставления высокого уровня обслуживания клиентов и затраты, необходимые для достижения требуемого уровня. Некоторые компании предлагают более слабый уровень обслуживания, чем их конкуренты, и взимают при этом более низкую цену. Другие компании предлагают больший уровень обслуживания и взимают более высокие цены, чтобы покрыть более высокие расходы.

Рассмотрим основные функции маркетинговой логистики:

  1. Складирование. Важно определиться, сколько складов необходимо иметь и где эти склады будут расположены.
  2. Регулирование товарного запаса. Уровень товарного запаса влияет на степень удовлетворенности потребителей, а так же на итоги финансово-экономической деятельности предприятия. При низком уровне товарного запаса расходы предприятия сокращаются, однако существует риск, что товарного запаса не хватит на сформированный спрос со стороны рынка. В этом случае, потребитель останется недовольным и может переключиться на продукцию конкурентов. В случае высокого уровня товарного запаса потребитель остается удовлетворенным, так как в любое время любой продукт для него доступен. Однако возрастает уровень издержек для предприятия, что влияет на прибыль.
  3. Транспортировка. Выбор перевозчика влияет на вопросы ценообразования и состояние продукта, когда он прибывает на склад или напрямую клиенту. Все это будет влиять на уровень удовлетворенности потребителя. При доставке товаров компания может выбрать один из пяти основных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный и воздушный, а при продаже цифровых продуктов – Интернет.

Хорошим решением регулирования товарного запаса является внедрение на предприятии системы «just-in-time» (точно в срок), в соответствии с которой необходимые комплектующие и материалы на склад в нужном количестве и к тому моменту, как они нужны в процессе производства. В первую очередь, система «just-in-time» применяется к регулярно повторяющимся процессам. Это производственные процессы, в которых изделия или компоненты производятся серийно (крупносерийно, массово). Например, если товарный запас предприятия всего на 2–3 дня работы (а у конкурентного предприятия на 30–40 дней работы), то можно сделать вывод, что предприятие имеет более выигрышную конкурентную позицию на рынке за счет сокращения издержек.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)