Художественная культура России в Новое время

Общая характеристика художественной культуры России

Художественная культура является наиболее яркой и выразительной частью национальной культуры. В ней проявляется эмоционально-образное видение народа, чувство прекрасного, отражается система ценностных ориентиров. Понятие художественная культура по объему шире, чем понятие «искусство», которое является высшим её проявлением.

Художественная культура представляет собой совокупность всех видов художественной деятельности как профессиональной, так и фольклорной, самодеятельной – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п. Она включает в себя и продукт (произведения), и процесс этой деятельности, а именно создание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов.

Такое пространное объяснение поможет лучше понять те процессы, которые происходили в русской культуре Нового времени. Еще одно понятие, которое позволит систематизировать искусство, выделить характерные черты, – это стиль.

Стиль (лат.stylus, от греч. Stilos – грифель для писания, способ изложения, склад речи) – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.

Используя понятие стиля применительно к русской культуре, следует понимать, что отнесение конкретных деятелей искусства и их произведений к конкретному художественному стилю носит, в определенной степени, условных характер, поскольку творческая деятельность зачастую выходит за рамки четко установленных правил. В XIX в и особенно в XX в., когда развитие искусства определяется взаимоотношениями творческих индивидуальностей и художественных течений, говорить о стилистическом единстве довольно сложно. Тем не менее, при характеристике искусства России мы будем использовать это понятие.

В художественной культуре, которая начинает развиваться в ходе петровских реформ, можно выделить некоторые характерные черты, многие их которых сохранили свое значение и в последующее время. Это культура:

  • светская,
  • европеизированная,
  • профессиональная;
  • многослойная, в которой можно выделить официальную, государственную, профессиональную культуру, выражающую интересы, идеалы и эстетические ценности образованного общества, и народную (этническую, фольклорную), опирающуюся на традицию, устное народное творчество, народные промыслы, прикладное искусство.

Народная художественная культура является продолжением и развитием отношения к искусству и творчеству в традиционном обществе. Так, художественная этническая (национальная) традиция опиралась на опыт предков, передающуюся от поколения к поколению систему ценностей, приемов мастерства, отвечающих географическим, природным, хозяйственным, ментальными особенностями этноса; отражала духовный потенциал и духовную культуру народа.

Приведем еще некоторые особенности развития художественной культуры России:

  • поддержка искусства государством: материальные субсидии деятелям искусства (петровские пенсионеры); оплата стажировок за границей; создание государственных художественных учебных заведений; государственных театров и т.п.;
  • следование основным тенденциям развития искусства в Западной Европе, в частности, обращение к требованиям и нормам художественных стилей как условия существования искусства, основанного на единых идеалах, эстетических принципах и творческих методах;
  • организация творческой деятельности по принципам, отвечающим политическим, государственным, эстетическим, творческим, религиозным и иным интересам высших, образованных слоев населения;
  • светская художественная культура создавалась авторами–творцами, художественные стили базировались на общих принципах и получали общеевропейское распространение.

Русская литература

Роль литературы в духовной жизни российского общества в Новое время трудно переоценить. Особенно ярко она проявилась в XIX в. Приведем известное высказывание А.И. Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы».

Для России значение печатного слова всегда было велико. Роль писателя, поэта выходит далеко за рамки его творчества. За литератором утверждается миссия «Глаголом жечь сердца людей», быть пророком, глашатаем правды, выразителем мыслей и идей современников. В XIX в. особенно отчетливо проявляется литературоцентризм русской культуры. В литературе наиболее полно выражалось национальное своеобразие культуры, она претендовала на учительскую роль в жизни народа (Н.Г. Чернышевский «Что делать?», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Накануне» и др.).

Передовые люди своего времени сверяли жизнь с литературными образцами. Отсюда и повышенная ответственность писателей за свои творения. Постепенно меняется и социальный состав литераторов. Если в XVIII – перв. пол. XIX в. среди писателей, поэтов, публицистов, критиков были, в основном, представители, дворянства и духовенства, то в пореформенный период их ряды пополнились разночинцами, для которых жизнь народа была открытой книгой.

Важное место в просветительстве занимали книгоиздательская деятельность и периодическая печать (журналы, газеты). Периодические издания были выразителями различных идей, и читатель мог выбрать издание по вкусу. Так, Н.И. Новиков издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек»; Екатерина II – сотрудничала с журналом «Всякая всячина». Идеи славянофилов излагались в журналах «Московитянин», «Русская беседа»; западников в «Отечественных записках» и «Современнике». Значительное влияние на слушателей имели журналы «Русское слово», «Вестник Европы». В 70-90-е гг. XIX в. резко возросло количество периодических изданий на русском языке (до тысячи наименований в 1900 г.).

Благодаря деятельности отечественных книгоиздателей (братья Глазуновы, А.Ф. Смердин, М.О. Вольф, И.Д. Сытин и др.) расширялся круг читающей публики. Открывались книжные лавки, появились публичные библиотеки.

Русская литература XVIII в.

В истории русской литературы XVIII в. можно выделить три этапа. Литература первой четверти XVIII в. отличается значительной пестротой в жанровом и стилистическом отношении. В ней отчетливо ощущается связь с предшествующим периодом. Преобладает жанр “гистории” – повести, в которой отражались жизненные идеи новой эпохи, когда судьбу героя определяет не провидение, а его личные качества; в произведениях преобладают светские сюжеты (“Гистория о российском матросе Василии Кариотском”, “Гистория о храбром российском кавалере Александре” и др.). Для этого периода характерны эстетические принципы и художественная практика барокко и так называемого предклассицизма.

Второй период относится к 30-50-м гг., когда происходит становление русского классицизма. Он был более тесно, чем западноев-ропейский, связан с просветительством. Основоположниками классицизма стали А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков. Возникают новые сюжеты, реформируются литературный язык и стихосложение. Создаются такие литературные жанры, как ода, элегия, трагедия, басня, комедия, повесть, роман.

Третий – приходится на 60-90-е гг. Под влиянием просветительских идей в литературе в рамках художественных принципов классицизма начал складываться новый метод – реализм, который проявился в творчестве Д.И. Фонвизина (комедии “Бригадир”, “Недоросль”), лирике Г.Р. Державина. В последнее десятилетие главенствующим направлением в литературе становится сентиментализм. Его расцвет связан с именами А.Н. Радищева (“Путешествие из Петербурга в Москву”) и И.М. Карамзина (“Бедная Лиза”).

Русская литература XIX в.

В этот период литература стала важнейшим явлением в культурной жизни, приобрела поистине всемирно-историческое значение. Его справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Первая половина XIX в. характерна сменой художественных стилей: сентиментализм, романтизм, реализм.

Расцвет русской литературы в это время во многом объясняется быстрым развитием русского общества. События первых десятилетий в Европе – войны, волна революций, нарастание недовольства крестьянских масс в стране, мощный патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., – приводил и к мысли о непрочности самовластия в мире, необходимости перемен в крепостнической России.

Эти настроения нашли отражение в литературе романтизма, который был представлен разными направлениями. В произведениях представителей прогрессивного, революционного романтизма отразилось глубокое недовольство противоречиями между реальной действительностью и идеалами. К ним относятся поэты – декабристы К.Ф. Рылеев (“Думы”, поэмы “Наливайко” и “Войнаровский”), В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский. Близки к ним были такие поэты как Д. Давыдов, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский. Яркой страницей в романтической литературе стали произведения А.С. Пушкина («Вольность», «Деревня», «Кавказский пленник», «Цыганы»). В 30-е гг. романтические мотивы нашли отражение в стихах М.Ю. Лермонтова («Смерть Поэта», «Белеет парус одинокий», «Демон», «Мцыри»), произведениях М.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба»). К пассивному, консервативному крылу романтизма можно отнести В.А. Жуковского (поэмы “Людмила”, “Светлана”).

В своих произведениях романтики часто обращались к событиям отечественной истории, легендам, устному народному творчеству. В русле романтизма закладывались основы исторического романа (А.А. Бесстужев-Марлинский, М.Н.Загоскин).

Во второй четверти XIX в. происходит переход от романтизма к реализму. В его утверждении огромную роль сыграли А.С. Пушкин («Капитанская дочка»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени») и Н.В. Гоголь («Ревизор», «Мертвые души»); последний придал реализму ярко выраженную критическую направленность. К этому времени относится и творчество великого русского баснописца И.А. Крылова.

Русскую литературу второй половины XIX в. отличает острая социальная направленность, глубокие философские размышления о судьбе Отечества. В художественных образах отразились все духовные, религиозные и нравственные искания, которые волновали русское общество. Отсюда ее “учительский” характер. Небывалый общественно–политический подъем в России вдохновлял многих писателей на создание великих классических произведений, прославивших русскую литературу. Важную роль в осознании литературой и литераторами своей роли в обществе играли литературные кружки, журналы, литературная критика. В частности, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский активно ставили вопрос об общественной пользе творчества, гражданской позиции литераторов.

В это время творили такие мастера как Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»), М.Е. Салтыков-Щедрин («Господа Головлевы», «История одного города»), И.А. Гончаров («Обломов»), И.С. Тургенев («Отцы и дети», «Накануне») и др.

Русская поэзия была представлена творчеством Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева.

В последнее десятилетие XIX в. в литературе появились новые яркие имена: В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, А. П. Чехов. Они обращались в своих произведениях к повседневным проблемам всех слоев российского общества, показали всеобщее недовольство жизнью в России, понимание того, что «больше так жить невозможно» (А.П. Чехов) и в то же время, выражение надежды, предчувствие лучшего будущего.

Театр в России

Русский театр – порождение культуры Нового времени. В средневековой культуре отношение к «лицедейству» было отрицательным, церковь осуждала театральные представления. Театральное искусство начинает складываться в XVII в., когда в России появляется школьный театр (1656 г.), затем зарубежные труппы (Грегори, Гюбнер). При Петре I создается придворный светский театр (1702 г. – на Красной площади в Москве открывается «Комедийная хоромина»).

Создание первых русских публичных профессиональных театров относится ко втор. пол. XVIII в. В 1750 г. купцом Ф.Г.Волковым в Ярославле был организован профессиональный театр; в 1756 г. – в Петербурге открывается “Русский для представления трагедий и комедий театр”, или “Русский императорский театр”, директором которого был назначен А.П. Сумароков, а руководителем труппы – Волков; в 1779 г. частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле) под руководством известного актера И.А. Дмитревского, ставившего пьесы Д.И. Фонвизина; в 1780 г.- Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Лучшие артисты (П.А. Плавильщиков, С.Н. Сандунов, Т.М. Троепольский и др.) своим искусством подготовили утверждение реализма на русской сцене. Большое развитие получил крепостной театр. Крупнейшей оперной актрисой была П.И. Жемчугова, крепостная графа Шереметева.

Продолжал развиваться школьный театр, который считался важным элементом воспитания, образования и развития учащихся. Как правило, театральная труппа из учащихся была в большинстве учебных заведений.

В первой половине XIX в. театр занимает значительное место в культурной жизни страны. В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоятельные труппы: драматическая – Малый театр и оперно-балетная – Большой. В Петербурге в 1832 г. открылся Александринский театр. В провинции продолжали распространяться крепостные театры, часто заменяя профессиональные. На сцене, как и в литературе, классицизм и сентиментализм сменились романтизмом и реализмом. Яркое актерское дарование проявили: В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин. В репертуаре театров – “Горе от ума” А.С. Грибоедова, “Ревизор” Н.В. Гоголя, “Свадьба Кречинского” А.С. Сухово-Кобылина.

Втор. пол. XIX в. в истории театра связана с именем А.Н. Островского, оказавшего огромное влияние на утверждение русского реализма. В пьесах “Свои люди сочтемся”, “Бедность не порок”, “Доходное место”, “Бесприданница” и др. нашла отражение жизнь всех слоев русского общества, особенно зарождающейся буржуазии. Среди драматургов видное место занимали А.В. Сухово-Кобылин, А.К. Толстой, Л.Н. Толстой. Ведущее место в театральной жизни по-прежнему занимали театры, развивавшие лучшие традиции русской актерской школы (Малый в Москве, на сцене которого играли представители театральной династии Садовских, М.Н. Ермолова, и Александринский в Петербурге, славу которого составили актерская династия Самойловых, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова).

Музыка в России

Реформы Петра I создали условия для развития в России новых, светских форм музицирования. Особым указом музыка вводится в жизнь двора, повседневный быт, звучит на военных парадах. Светская музыка распространяется среди дворянства, в быту начинают использовать западноевропейские музыкальные инструменты: клавесин, клавикорд, скрипку, флейту, валторну.

Однако в целом продолжает бытовать музыкальная культура XVII в., связанная с церковной традицией. Во второй трети XVIII в. в музыкальной жизни России преобладают иностранцы (итальянская и французская опера, музыканты – исполнители). В последней трети XVIII в. начинает складываться национальная композиторская школа: опера (М.М. Соколовский “Мельник колдун, обманщик и сват”), хоровая и инструментальная музыка (Д.С. Бортнянский, И.Е. Хандошкин).

Расцвет национальной музыкальной, русской классики приходится на первую половину XIX в.: А.Н. Верстовский (опера “Аскольдова могила”), романсы А.А. Алябьева и А.Л. Гурилева; М.И. Глинка (оперы “Руслан и Людмила”, “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”), романсы, инструментальная музыка), А.С. Даргомыжский (опера “Русалка”) и др.

Вторая половина XIX в. связана с творчеством композиторов “Могучей кучки” – творческого объединения композиторов (60 – 70-е гг.), куда входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи. Члены объединения внесли большой вклад в развитие камерной и симфонической музыки (восточная фантазия “Исламей” Балакирева, 2-я “Богатырская” симфония Бородина, “Картинки с выставки” Мусоргского). Получает дальнейшее развитие национальная опера: “Борис Годунов” и “Хованщина” Мусоргского; “Псковитянка”, “Снегурочка”, «Сказка о царе Солтане», «Золотой петушок» Римского-Корсакова; “Князь Игорь” Бородина. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Крупнейшим явлением в музыке XIX в. было творчество П.И. Чайковского (6 симфоний, скрипичные и фортепьянные концерты; балеты “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, Щелкунчик”; оперы “Пиковая дама”, “Евгений Онегин”, “Иоланта” и др.).

Братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, выдающиеся пианисты и дирижеры, явились создателями первых российских консерваторий – в Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.). Они много сделали для развития русской музыкальной школы.

Период XVIII – XIX вв. чрезвычайно важен для русской культуры. Россия смогла преодолеть застылость и консерватизм средневековья, обрести культурную динамику, воспользоваться передовыми идеями Западной Европы и превратить их в свое достояние. Сложилась новая система ценностей, в которой образование, просвещенность, общественная активность, научное мировоззрение сочетались с почитанием семьи и семейных традиций, уважением к старшим, религиозностью, приоритетом духовного над материальным. Под влиянием западноевропейской культуры произошли значительные изменения в культурном облике различных социальных слоев – дворянства, купечества, буржуазии, интеллигенции. Постепенно происходила демократизация культуры. Культура высших социальных слоев становилась достоянием широких масс населения, в первую очередь – городского.

Одновременно в среде интеллигенции, образованных слоев общества нарастало недовольство ограничениями, контролем государства в области творческой деятельности и личной свободы. Это проявлялось в выработке радикальных общественно – политических теорий, создания оппозиционных объединений, критических настроениях и недоверия к власти.

Интерес к культуре проявился в меценатстве (П.М. Третьяков). Для публичного посещения был открыт в 1852 г. Эрмитаж, в 1856 Третьяковская галерея. В России за два века сформировалась культурная среда, которую отличала блестящая светская культура, интеллигентность, высокое искусство, эстетизация культуры повседневности, интерес к знаниям, науке, общественная активность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)