Финансы России в годы военного коммунизма

После отставки Витте в 1903 г. пост министра финансов относительно непродолжительное время занимали: Эдуард Дмитриевич Плеске, в 1903–1904 гг.; Владимир Николаевич Коковцов, в 1904 г.; Иван Павлович Шипов, в 1905–1906 гг. Через год после окончания экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии началась Русско-японская война, а затем революция 1905–1907 гг.

Управление финансами в период Русско-японской войны сводилось к изысканию источников для покрытия военных расходов. Для этого был произведен целый ряд займов, увеличены пошлины с наследств, акцизы с пива, спичек, дрожжей, нефти, гербовый сбор. 15 июля 1904 г. заключен крайне невыгодный для России торговый договор с Германией на 12-летний срок. Также были предприняты работы по введению подоходного налога.

В период руководства Министерством финансов Шиповым обстановка, сложившаяся в России, в том числе и в области финансов, была чрезвычайно сложной. В доверии к власти отказали даже имущие классы, переводя свои капиталы за границу. С 16 октября по 8 декабря 1905 г. золотой запас Государственного банка сократился на 242 млн руб. Манифестом от 3 ноября 1905 г. были сначала сокращены, а затем и отменены выкупные платежи, что привело к значительному увеличению бюджетного дефицита. Однако к этому времени крестьяне выплатили сумму почти в 3 раза больше установленной по первоначальным расчетам – свыше 1,5 млрд. руб.

Владимир Николаевич Коковцов 5 февраля 1904 г. назначен министром финансов и сохранял этот пост в правительствах Витте (с перерывом в октябре 1905 г.–апреле 1906 г.), Горемыкина и Столыпина. После смерти Столыпина, 9 сентября 1911 г., Коковцов назначен председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра финансов.Свою деятельность в качестве министра финансов Коковцов начал с попыток приспособить текущий бюджет страны к нуждам Русско-японской войны. На протяжении всего периода руководства Минфином он неизменно стремился к поддержанию бездефицитного бюджета за счет винной монополии и введения новых налогов.

«Он окончательно свел свою финансовую политику к одной непроизводительной охране казенного сундука, всячески урезывая испрашивавшиеся ассигнования на самые неотложные нужды».

К другим недостаткам его деятельности недоброжелатели относят то, что в период 1906–1914 гг. он по-прежнему основывал бюджет на винной монополии и косвенных налогах; стремился к накоплению возможно значительной золотой наличности, для чего заключил три крупных иностранных займа 1906, 1908 и 1909 гг. (первые два – 5 %, последний – 4,5 %). Ни одной широкой финансовой реформы Коковцов не провел. С 1910 г. Государственный банк в рамках государственного регулирования хлебной кампании начал строительство элеваторов и зернохранилищ.

Интересно
В результате интенсивного развития промышленности в конце XIX в. Россия вошла в пятерку экономически наиболее развитых стран мира и заняла достойное место среди европейских стран. Столыпинские преобразования и промышленный подъем 1909–1914 гг. способствовали дальнейшему экономическому росту царской России. 1913 г. был годом экономического роста России, столь бурного, что даже скептически настроенные современники признавали ее относительное экономическое и финансовое благополучие.

По настоянию Распутина, с 30 января 1914 г. управляющим Министерством финансов, а с мая – министром назначен Петр Львович Барк. 26 января 1914 г. Барк на аудиенции у Николая II заявил, что нельзя строить благополучие казны на продаже водки, необходимо ввести подоходный налог и принять все меры для сокращения потребления водки. По его инициативе законом от 16 сентября 1914 г. на время войны была прекращена торговля водкой.

Барк разрабатывал проект реформы финансовой системы, одним из звеньев которого являлся подоходный налог. Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства и переориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. Если в 1915 г. цены выросли все на 30 %, то в 1916 г. их рост составил уже 100 %. В стране началась инфляция.

Это свидетельствовало о том, что накануне Февральской революции денежное обращение было достаточно сильно дезорганизовано.

Из всей более чем 200-летней истории Министерства финансов 1917 г. следует выделить отдельно по следующим причинам:

  • он является переходным от одного исторического этапа в развитии страны к другому;
  • в течение этого года отечественное финансовое ведомство возглавляло рекордное число руководителей – семь;
  • это был год, который Россия прожила без финансового плана-бюджета;
  • за этот год министерство (наркомат) входило в состав трех принципиально различных правительств: январь – февраль – Царского правительства; март – ноябрь – Временного правительства; ноябрь – декабрь – Советского правительства.

Первая мировая война коренным образом разрушила денежное обращение в стране. В начале 1917 г. Россия в области финансов, как и в других областях, двигалась к краху. Придя к власти, бывшие лидеры IV Государственной думы, столкнулись с теми же экономическими трудностями, что и царский Совет министров. Им пришлось решать не самые легкие вопросы. За счет каких доходов в отсутствие утвержденного бюджета финансировать военные действия? Если печатать деньги, то как удержать курс рубля?

Следует отдать должное первому министру финансов Временного правительства – Михаилу Ивановичу Терещенко, он не ограничился одной эмиссией и подготовил конкретную программу действий в области финансов. Основным направлением в работе его министерства стала реализация программы «Заем Свободы». Облигации были выпущены сроком на 49 лет под 5 % годовых. Их погашение предусматривалось, начиная с 1922 г., ежегодными тиражами.

Также им были подготовлены предложения по перестройке бюджетной системы «на демократические начала» и поиску безболезненных путей финансовой реформы. Главным звеном в задуманных мероприятиях был пересмотр налоговой системы с усилением прямого обложения за счет снижения косвенного.

Однако осуществить намеченное Терещенко не успел: спустя два месяца он получил новый пост – министра иностранных дел (в то время это рассматривалось как повышение) и вынужден был полностью отойти от финансовых дел. Пытаясь решить финансовые проблемы, Временное правительство предоставило широкие полномочия Госконтролю, которому разрешалось проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

Второй министр финансов – Андрей Иванович Шингарев (5 мая–2 июля), получив министерский портфель, сразу включается в кампанию по пропаганде «Займа Свободы», выпущенного правительством в апреле. Выпуск займа, согласно трактовке Шингарева, является и способом борьбы с инфляцией, достигающей колоссальных масштабов. С одной стороны, Шингарев пытается бороться с ростом расходов, вызванных шквалом требований рабочих и служащих о повышении зарплат и пенсий. В то же время «министр-капиталист» Шингарев предлагает жесткие налоговые меры, бьющие по доходам буржуазных слоев, и пытается убедить представителей бизнеса, что такие меры необходимы.

Введенный в июле 1917 г. прогрессивный подоходный налог буржуазия саботировала. Временное правительство вынуждено было увеличивать косвенные налоги – акцизы. В августе удвоились хлебные цены, выросли цены на уголь.

Последний министр финансов Временного правительства, Михаил Владимирович Бернацкий (2 сентября – 25 октября), стал на путь демократизации русских финансов, однако он помешал Совету рабочих депутатов провести радикальную меру в виде принудительного займа и единовременного поимущественного налога. Вместо этих революционных приемов он прибег к введению всеобщего подоходного налога, повышению наследственных пошлин и налоговому обложению военных сверхприбылей.

Финансовая политика, с которой большевики пришли к власти в октябре 1917 г., была сформулирована Лениным еще в Апрельских тезисах и принята решением VI съезда партии. Она предполагала, что в целях борьбы с финансовым крахом необходимы следующие меры: прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты государственных долгов, как внешних, так и внутренних, с соблюдением, однако, интересов мелких подписчиков. Планировалось: преобразование всей налоговой системы путем введения поимущественного налога, налога на прирост имуществ и высоких косвенных налогов на предметы роскоши, реформа подоходного налога и постановка оценки доходов от имуществ под действенный контроль как в центре, так и на местах.

Утвержденный II Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов в качестве наркома финансов Иван Иванович Скворцов – Степанов, находившийся в то время в Москве, по целому ряду причин не мог прибыть в Петроград для выполнения своих обязанностей. В связи с этим 20 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) в должности наркома финансов утвердил Вячеслава Рудольфовича Менжинского. Весь последующий «период Смольного» Менжинский руководил работой Наркомфина, сосредоточив главное внимание на борьбе с саботажем чиновничества в финансовых органах. Первым крупнейшим актом в реализации этой политики стала национализация банков (14 декабря 1917 г.). Отчаянно нуждаясь в деньгах, большевики решили прибегнуть к более жестким мерам. 7 ноября Менжинский появился в Государственном банке с группой вооруженных матросов и солдат: он потребовал 10 млн. руб. Банк отказался выдать деньги, даже спустя 4 дня.

Вторым заметным шагом в финансовой сфере стало аннулирование государственных займов царского и Временного правительств (21 января 1918 г.). В феврале под руководством Менжинского и при его непосредственном участии был состарен и утвержден первый бюджет Советского государства на 1918 г. Помимо осуществленных мероприятий в декабре 1917 г., предполагалась проведение денежной реформы за счет сокращения размеров бумажноденежного обращения, а также реализация налоговых преобразований.

Интересно
Исидор Эммануилович Гуковский 9 марта был назначен заместителем наркома финансов. Чрезмерное увлечение национализацией к тому времени прошло. Именно в это время (апрель 1918 г.) Ленин сам готовил документ «Основные положения хозяйственной и в особенности банковой политики» и тезисы специально по этой политике. Была создана финансовая комиссия ВЦИК для разработки данного вопроса.

С 16 августа 1918 г., фактически по октябрь 1921 г. должность наркома финансов РСФСР занимал Николай Николаевич Крестинский. Руководство Крестинским наркоматом финансов пришлось на один из самых драматических этапов в истории страны – Гражданскую войну. Период военного коммунизма характеризовался практически полным игнорированием экономических законов развития общества и роли денег, обесцененных в результате инфляции в миллионы раз. В создавшихся условиях набор финансовых инструментов, который могло использовать правительство, на практике сократился до минимума.

Декрет СНК от 18 октября 1918 г. предоставил право местным органам советской власти устанавливать единовременные чрезвычайные революционные налоги для лиц, принадлежащих к буржуазным классам.

Одновременно декретом от 30 октября 1918 г. был установлен единовременный десятимиллиардный чрезвычайный революционный налог на буржуазию. Собрать этот налог оказалось исключительно трудным делом. Некоторые губернии собрали всего 50 %, другие – 25 % от сумм, которыми они были обложены, а общий сбор в мае 1919 г. составил менее 10 % обложения, т. е. не достиг и миллиарда рублей.

Другие налоги, такие как подоходный и промысловый, также не дали каких-либо существенных результатов. Наиболее важным материальным источником в тот период служила продразверстка.

Несмотря на крайнюю непопулярность среди подавляющей части населения, политика военного коммунизма позволила коммунистам победить в Гражданской войне и удержаться у власти. Однако к началу 1921 г. военный коммунизм полностью исчерпал себя, поэтому 3 февраля 1921 г. были отменены все денежные налоги, прекращена эмиссия, а продразверстка заменена продналогом. Реализация этих мероприятии положила начало коренным преобразованиям в экономике государства и восстановлению финансовых институтов и механизмов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)